Я Ктулху помолясь, прочистив сахасрару,

Войду в экстаз, раскрою третий глаз.

Вдохнувши праны, выполню асану –

И ауру узрею без прикрас.

Заев салат пророщенной морковью,

К эгрегору я подключусь в канал.

И пропитавшись анахатною любовью,

Отправлю всех завистников в астрал.

Откровения типизированного «шизотерика»[1]

 

Часто приходится слышать о переходе на разные уровни сознания – как правило, от разнообразных «членов-корреспондентов» всевозможных «био-энерго-психо-информационных» академий, разумеется, без каких-либо внятных пояснений по поводу того, что же это такое.

В общем случае, никакой концептуальной модели, которая позволяла бы осмыслить данную область, при этом не дается.  Соответственно, любые техники, советы и рекомендации, полученные в подобной ситуации, скорее затемняют вопрос, а не проясняют его. Любые полученные эффекты выглядят чудом, что вполне устраивает упомянутых «академиков».

При попытках разобраться с существующими способами осмысления структуры сознания неизбежно наталкиваешься на использование в литературе нескольких альтернативных формулировок, по всей видимости, описывающих одну и ту же предметную область – в частности, таких, как «расширение сознания», «увеличение объема осознания» и «переход сознания на другой уровень». Давайте разберемся с тем, как можно концептуализировать процессы, относящиеся к структуре сознания, в рамках моего подхода, который я условно обозначу как «рационализация эзотерики».

Кибернетическая феноменология сознания

В данном исследовании я в основном буду придерживаться кибернетической парадигмы, позволяющей различать hardware (применительно к сознанию – физический нейро-субстрат мозга, на котором реализованы электро-химические процессы) и software (программная структура сознания). Причем, рассмотрена эта парадигма будет с феноменологической точки зрения (от «первого лица» интроспективного наблюдателя).

Если, например, говорить об увеличении быстродействия сознания (достижение поставленных результатов за меньший промежуток времени),  то реализовано оно может быть двумя различными способами: ускорением физиологических процессов в мозгу или оптимизацией программы, по которой сознание функционирует. С точки зрения феноменологии это два совершенно разных состояния. Для занимающегося интроспекцией наблюдателя первое будет восприниматься как «ускорение» того потока мыслей, чувств и образов, который имеется. Второе же – как изменение структуры этого потока. В рамках данной статьи предметом рассмотрения является именно software, без прояснения нюансов нейро-физиологического механизма, выполняющего роль материального базиса.

«Расширенное сознание»

Итак, если уточнять конструктивное значение, которое могло бы быть приписано словосочетанию «расширенное сознание» в рамках феноменолого-кибернетической парадигмы, то обнаружится, что более «широкое» сознание может быть интерпретировано как более детализированное. В целом положение дел в данной области напоминает ситуацию с разрешением монитора. Не так важно, насколько велик сам экран, гораздо более важно, какое разрешение он поддерживает. С этой точки зрения "повышение качества картинки" означает большую ее детализацию. Т.е. мы имеем дело с расширением в интенсивном, а не экстенсивном смысле. Новая информация может быть добыта наблюдателем не вследствие изменения сюжета и открытия "новых локаций", а в связи с повышением четкости, точности и детальности восприятия в рамках  того же сценария.

Здесь надо отметить, что факт нахождения определенного объекта в визуальном, аудиальном или кинестетическом поле еще не означает, что он будет «доведен до сознания», осознанно воспринят. Одно и то же перцептивное поле может восприниматься « в целом», с низким уровнем детализации – как аморфный гештальт, а может – дифференцированно, как состоящее из некоторого количества одновременно воспринимаемых объектов. Увеличение концентрации на восприятии определенного объекта или совокупности объектов и будет означать более высокий уровень детализации сознания.

Поясню это на примере. Допустим, вы находитесь на побережье ночью, смотрите на морской прибой и одновременно ощущаете порывы ветра, слышите его шум в сочетании с шумом моря, чувствуете прохладу. Эти перцепции является содержанием вашего сознания в данный момент времени.

Все это может восприниматься с разной степенью детализации – т.е., например, вы можете специально обратить внимание на узор дорожки лунного света, проливающегося на волну, накатывающую на берег – и при этом воспринимать остальные части визуальной картины, звуки и ощущения «фоном», зная, что все они актуально присутствуют в данный момент, но не детализируя их нюансы, не обращая на них специального внимания, не выделяя и не разворачивая их в сознании. Или наоборот, «детализировать» шум моря, произвольным образом сконцентрировавшись на нем и оставляя на бэкграунде сознания остальные перцепции. А можете не делать этого, воспринимая все фоном и ни на чем не фиксируясь сознательно.

Подобно этому, одна и та же визуальная картина (например, страница книги) может восприниматься вами детализированно или нет – в зависимости от того, фиксируются ли вашим сознанием на текущий момент детали и нюансы изображения. В крайних случаях предельной деконцентрации до вас может не доходить смысл того, что вы созерцаете обладающие смыслом буквы (наверное, каждый ловил иногда себя на мысли, что совершенно не помнит содержания якобы прочитанного только параграфа   – глаза механически скользили по странице, а мысли были где-то далеко) или, напротив, при высокой степени концентрации одним взглядом на страницу вы будете считывать ее содержание, делая его содержанием своего сознания. Этим и будет определяться «широта» осознания – возможностью детализировать, выделять разные элементы; для вас, как для конечной инстанции, принимающей смысл, разница будет значительна, хотя визуально страница в обоих рассматриваемых случаях будет одинаковой.

Итак, «расширение» сознания можно трактовать как повышение концентрации, позволяющее детализировать, доводить до осознания большую часть попадающего в поле восприятия.

Субъективно увеличение детализации может восприниматься как «расширение», по аналогии с увеличением разрешения монитора, транслирующего изображение – с той лишь разницей, что сама картинка в случае с человеческим восприятием остается неизменной. Изменяется способ ее интерпретации сознанием – оно становится более полным и детальным, изменяется «ширина канала», его пропускная способность, если пользоваться кибернетической метафорой. На нейрофизиологическом уровне это действительно так – улучшается проводимость сигнала между нейронами, обслуживающими рассматриваемый процесс.

Что же может изменить режим восприятия таким образом, чтобы повысилась его детализация?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исследовать структуру восприятия.

Структура сознания

Для начала стоит определиться с одним значимым моментом: сознание и есть восприятие в широком смысле слова. Поясню. Сознание – это данность чего бы то ни было (ощущения, мысли, эмоции) субъекту, особым образом структурированный процесс, протекающий во времени. Осознавать нечто – означает «воспринимать» это, «схватывать», иметь к нему доступ. Какой бы ментальный процесс мы не исследовали, он всегда дан нам некоторым способом, т.е. определенным образом осознаваем.

Таким образом, осознание – это восприятие в самом глубинном, расширенном по отношению к фиксации внешних перцепций, смысле. С его помощью фиксируются не только визуальные, аудиальные и т.д. ощущения, но и мысли, и эмоции. Однако это восприятие, схватывание конкретных содержаний может иметь разную структуру. С кибернетической точки зрения именно структура сознания и будет определять его идентичность[2], своеобразие, сущностное отличие от других сознаний.

Сознание «собирается» на некоторой совокупности восприятий (в глубоком, отличном от голой перцептуальности, смысле, включающем мысли и эмоции) и сохраняется постоянным воспроизведением своей структуры. Если эта структура перестала воспроизводиться, сознание по факту отсутствует[3], если изменилась – сознание модифицировалось. Структура, то есть паттерн, посредством которого сознание «схватывает» все поступающее содержание, полностью определяет то, каким образом  субъектом  будет восприниматься мир.

Однако отдельных восприятий может быть множество (перцепции, эмоции, мысли) и, как умелый наездник, сознание должно обладать аппаратом адаптации к любым их видам. Сама суть его способа существования – поддержание континуальности во времени (гомеостазиса) путем самовоспроизведения структуры, которая и гарантирует наличие преемственности актов сознания, а следовательно – памяти.

Интродигматический сдвиг

Поскольку сознание имеет фрактальную (самоприменимую) структуру и ориентировано на самоподдержание, одним из его аспектов является отслеживание собственной целостности, контроль за структурой сборки всех восприятий в свойственный ему гештальт, своеобразная обратная связь от самого себя, названная мною интродигмой. Как только интродигма, т.е. паттерн сборки сознания, меняется или проявляет тенденцию к изменению, это приводит к перестройке всей системы восприятия, чтобы восстановить целостность сборки мира. В итоге сознание может «собираться» практически на любой совокупности данных. В этом – залог его устойчивости. В этом же – залог его ригидности.

Следовательно, для того, чтобы изменить структуру сознания (например, в сторону его «расширения»), необходимо перестроить старый интродигматический паттерн, посредством которого осуществляется дифференциация воспринимаемого, схватывание отдельных объектов и наделения их смыслом, заменив его новым. Т.е. требуется осуществить «трюк» с прерыванием структурированной по одному принципу цепочки осознаваний – так, чтобы по итогам прерывания этот принцип был заменен на другой. Однако если сознание просто «отключится» – что будет гарантировать изменение данного принципа в желательную сторону? Следовательно, искомый процесс должен выглядеть несколько сложнее, чем просто «отключение» сознания. В рамках существующей интродигмы (того способа сборки мира, который имеет место на текущий момент времени) должен выстроиться проект перестройки восприятия, предполагающий одновременную замену целого (интродигмы) и его частей (каждого конкретного восприятия в данную секунду) – так, чтобы каждая проинтерпретированная по-новому часть (перцепция или мысль) органично вписалась в образовавшееся целое.

Этот трансгрессивный процесс напоминает геделевский переход к новой эстетической аксиоматике, подробно описанный мною в данной статье.  

Но вот вопрос – чем будет определяться этот новый интродигматический паттерн? Что гарантирует большую, а не меньшую детализацию, а следовательно – повышение осознанности вместо его понижения? Как задать «верное» направление для изменений?

Вектор развития

Рассмотрим в качестве примера стихотворение из эпиграфа.

Через некоторое время вы можете вообще забыть об этом стихотворении, но как только вы о нем вспоминаете, оно разворачивается в некоторую последовательность слов, эмоций и образов, которые позволяют вам его вспомнить – с разной степенью детализации. У кого-то отложится в памяти общий смысл  и ощущение (например, что-то вроде: «ааа, это стеб про шизотериков»), у кого-то – отдельные фразы, кто-то будет в состоянии воспроизвести весь стих.

Известно, что одним из лучших способов запомнить анекдот является способ «архивации» смысла в одной значимой фразе. Фраза служит триггером, опорным пунктом в памяти, зацепившись за который, сознание может «разархивировать» все содержание анекдота, детализировать его. Если это удается, значит, теперь для навигации в памяти вам надо отслеживать только одну значимую фразу[4], а не каждое слово, входящее в состав анекдота как целого.

Подобно этому, можно «заархивировать» паттерн, посредством которого организована самосборка сознания – интродигму. С тем, чтобы в дальнейшем иметь возможность возвращаться к ней в воспоминании и сравнивать с текущей ситуацией.

В случае с анекдотом процесс запоминания-архивации происходит естественно, по программе, заложенной в имеющейся интродигме. Но как заархивировать саму интродигму, ведь для этого требуется программа мета-уровня, в то время как интродигма по определению и является таковой? Это достаточно непростой вопрос, детализированный ответ на него будет дан в отдельной статье.

Далее, имея в своем распоряжении некоторое количество разных интродигм, сравнивая их между собой и наблюдая отличия, можно сформировать для себя своеобразную «карту состояний» - с тем, чтобы сконструировать с ее помощью интродигму, никогда прежде не встречавшуюся в опыте, не представленную актуально в сознании. Разумеется, в этом случае изначально она будете представлена в качестве проекта, которому еще только предстоит реализоваться.

И наконец, потребуется умение «разворачивать» заархивированную интродигму в операциональную, делая ее реальным способом сборки мира[5]. Это также весьма специфическое умение, детальное описание которого будет дано позже.

Если научиться разворачивать такую (сконструированную по своим запросам) интродигму, внедрять ее в жизнь, делая способом своего существования, это и дает искомое изменение сознания.

Итак, схема «расширения» (надеюсь, никто не захочет заниматься сужением) сознания  выглядит следующим образом:

  • Архивация нескольких разных интродигм и их сопоставление
  • Выстраивание своей «карты состояний» и генерация желаемой интродигмы
  • Внедрение ее в реальность.

И безо всякой «шизотерики». Удачи вам на пути самотрансформации.

 

А. С. Безмолитвенный © 2011

Обсудить статью можно здесь

Размещение статьи на других ресурсах возможно. С обязательной ссылкой на www.bezmolit.tv


[1] Здесь надо отметить, что под «шизотерикой» в данном контексте понимается претензия на псевдо-эзотеричность, не сопровождаемая осознанием происходящего. К сожалению, в последние годы это становится социальным трендом.

[2] Для примера – осознание, имеющее место в результате алкогольного опьянения или приема психоделиков имеет «узнаваемую изнутри» структуру, отличающуюся от так называемого «обычного» способа осознания. В этих случаях можно говорить об изменении идентичности данной структуры.

[3] Именно по этой причине в ряде эзотерических традиций принято говорить о «смерти» и «перерождении» Я (эго).

[4] По аналогии с кибернетикой – название архивного файла, открыв который, можно извлечь всю необходимую информацию.

[5] Это происходит, например, в сеансах возрастной регрессии в рамках эриксоновского гипноза. Человек начинает мыслить и чувствовать как шестилетний (а это значит – использовать один из предыдущих интродигматических паттернов), при этом в некоторых случаях он может реагировать на события в настоящем в контексте этого способа сборки.

 

You have no rights to post comments