Дисклеймер: Данный пост посвящен прояснению отдельных аспектов теории, изложенной в «Бесконечной мысли» (http://bezmolit.tv/book). Без ознакомления с ней все дальнейшие рассуждения, вероятно, покажутся вариациями на тему «птичьего языка».

...Итак, именно внутренний, или индивидуальный, язык является тем, что позволяет сознанию удерживать в памятовании (ретенции) более-менее сложно структурированное желаемое.
На бытовом уровне это можно проиллюстрировать следующими двумя примерами: в одном из них вы идете на кухню, памятуя о том, что хотели вскипятить чайник; во втором – едете домой, планируя поделиться своими планами по поводу планировки новой квартиры.
В первом случае удержание (памятование) цели посещения кухни просто реализуется (или нет, как при болезни Альцгеймера – и тогда человек долго вспоминает «зачем же я сюда пришел?»). Можно условно назвать удерживаемое в таких ситуациях «плоским», «двухмерным».
Для того чтобы удержать в сознании более сложную (условно «трехмерную») последовательность того, что должно быть изложено во втором случае, необходимо предварительно сформулировать ее. В этом процессе можно выделить две важных функции: кодирование (седиментация) и декодирование.

Метафорически процесс кодирования (седиментации) напоминает проецирование, «схлопывание» трехмерного объекта в двухмерную фигуру. На «экране языка» пирамидка, например, становится треугольником. Этот образ треугольника затем отправляется на эмоциональный бэкграунд, где и пребывает, позволяя удерживать то, что необходимо – параллельно с ходьбой, ориентацией в пространстве, разного рода манипуляциями предметами и прочими привычными действиями.
Но в этом «образе треугольника» есть, метафорически говоря, специально оставленные маркеры, пометки, индексы, позволяющие впоследствии заново собрать из него полноценную трехмерную пирамидку. То есть произвести операцию декодирования.
Без «индивидуального языка» как кода, управляющего обеими операциями, такого рода трюки невероятно сложны и в действительности просто неосуществимы. Поэтому не следует ожидать, скажем, от собаки подобного смыслового удержания.
У человека же «индивидуальный язык» долго формируется на основе овладения естественным. Способы седиментации смысла в разных языках отличаются. Поэтому с полным основанием можно сказать, что действительно существуют «русское мышление», «английское мышление», «китайское мышление» и т.д.

Можно ли выстроить «внутренний язык», отличающийся от естественного? Да, но это крайне затратное предприятие. И, как правило, в течение жизни оно никогда не осуществляется – как только человек в раннем детстве приобщается к механизму кодирования, содержащемуся в языке, он начинает использовать его во всех случаях жизни. Т.е. на основе единой процедуры формулировки выстраивать практическую деятельность по прибиванию полочки, продумыванию движений в танце, запоминанию рисунка и т.д.

В некотором смысле язык работает подобно зеркалу. Ведь зеркало тоже отображает трехмерный объект на двухмерной поверхности. Для интерпретации того, что предстает в отражении, необходимо сначала «закодировать 3D-изображение» в двухмерности, а затем – раскодировать его, сопоставив отражению реальные объекты в трехмерном мире.
Но что, если нашей задачей будет удержание в памятовании четырехмерного объекта? Достаточно ли для этого стандартного процесса формулировки, задаваемого «зеркалом естественного языка»? Или необходим переход к новому, расширенному?

 

You have no rights to post comments