maybe

Бьет, значит любит.

Народная мудрость

«Грандиозный шедевр», вышедший недавно на широкий экран, чудовищен настолько, что, похоже, даже умудрился породить особую разновидность кино-садизма – пытка скукой и убогостью, если неподготовленный зритель в силу тех или иных причин оказался вынужден, борясь со сном, высиживать до конца этого монотонно-серого двухчасового месива, чуть менее чем полностью состоящего из феминистских соплей и облезлых штампов.

Умонастроение и позиция автора и режиссера прослеживаются предельно четко: в фильме (и книге) даже самые нижние женщины все равно по факту более верхние, чем самые верхние из верхних мужчин. Перевоспитать молодого самоуверенного миллионера усилиями одной ничем не примечательной серой мыши? Да не вопрос. Плевое дело. Это у нас запросто. Серые мыши ведь такие серые …

Ну а что? Если подходить к сюжету с позиции восприятия «серой массы» – гипотетической целевой аудитории этого «поп-мыло-муви[1]» – наверное, действительно вполне нормально должен восприниматься персонаж, который заявляет «я – Доминант», а уже через несколько минут начинает общение со своей… <в русском переводе так и оставили кальку с английского – «сабмиссив»>, целуя ее в грязноватое нижнее белье. Зато – «как красиво, девочки, он ее на самолете катал! Видели? А на вертолете? Настоящая романтика. А машину-то, машину какую подарил? А темы какие смелые поднимаются! Это вам не хухры-мухры. Это, понимаешь, чистейший БДСМ – запретное развлечение для элит».

В общем, даже не буду тратить времени на то, чтобы копаться в оттенках этой… серости. Лучше, цинично пользуясь информационным поводом, сразу перейду к рассмотрению психологических аспектов значительно более масштабного и глубокого явления, которое столь удачно удалось обойти стороной автору и режиссеру, забросав маскировочной серой грязью попсового мировосприятия.

Откуда что берется?

Итак, пресловутые садизм и мазохизм. Как они формируются? Чего ищут люди, занимающиеся всем этим? Девиация это или гиперболизированная разновидность того, что встречается в норме?

Вариантов ответов на эти вопросы, собственно, не так уж и много.

Начнем с того, что ищут:

Во-первых, безусловно, реальной психоэмоциональной связи с партнером. Современный человек, погруженный в тройную оболочку из законов, социальных установок, определяющих силовые поля взаимодействий, и убеждений, по возможности размывающих или замалчивающих вопросы, связанные с душой и эмоциональным миром, не совсем уверен в том, существует ли вообще в реальности этот контакт. Не является ли он его проекцией, додумыванием – а если и является, то в какой степени.
Происходит это от того, что все возможные социальные контакты достаточно подробно регламентированы. Весьма непросто придумать взаимодействие, не относящееся к той или иной категории «социального регламента» – а это значит, что взаимодействуют в основном защитные оболочки личностей, заботливо отращиваемые для того, чтобы «хорошо выглядеть» на людях.

Таким образом, для того, чтобы ощутить пресловутый реальный эмоциональный контакт, не просто поверив на слово авторам книг, а реально убедившись в его существовании, большинству людей приходится многократно усиливать воздействия. Из-за глухих социальных защит, свойственных современности, реальность эмоций другого ощутима только тогда, когда их сила преодолевает порог восприятия (например, болевой) и становится настолько вещной, грубой и зримой, что ее уже просто невозможно игнорировать.

Тем самым социальная маска[2] сдирается буквально силой, обнажая то, что живет под ней. Актуально это не для всех – и необходимо только в том случае, если маскировочная защитная оболочка личности разрастается настолько, что начинает (весьма ощутимо, а главное – постоянно) давить на уязвимое внутреннее психоэмоциональное пространство. В этом случае человек до определенной степени теряет чувство реальности, переставая понимать (а главное – ощущать), кто он на самом деле.
Отсюда вытекает понимание истоков и мотивов одной из категорий граждан, отваживающихся на БДСМ-эксперименты.

Во-вторых, причиной этих экспериментов является также погружение в особое измененное состояние сознания, которое с трудом достижимо другими способами.

Речь идет о широко известных в узких кругах «сабспейсе» и «топспейсе».

Можно сказать, что это необходимый ингредиент формирования доминантного или сабмиссивного типа поведения. Стабилизируется и закрепляется в качестве личностной черты этот характерный способ получения удовольствия в том случае, если человеку доводится хотя бы на несколько секунд достичь специфического состояния сознания: сабспейса или топспейса. Происходит это, как правило, в детстве или в юности – и определяет бессознательные аспекты формирования структур желания на всю жизнь.

Сабспейс

Сабспейс – это особое состояние «мягкого отлета» от реальности, близкое по своим характеристикам к трансу. Возникает, как правило, в результате длительных ритмичных болевых воздействий, имеющих определенную частоту. Сопровождается мощным выбросом эндорфинов и других веществ в кровь – а значит, и в мозг. Субъективно действие эндорфинов проявляется в ощущении восторга, радости, счастья, полета, потере чувства времени и реальности. Чем больше сила воздействия – тем более глубокое погружение в сабспейс возможно. Достижим даже уровень полной нечувствительности к боли. 

Нижние (сабмиссивы) часто описывают это состояние как «переход от полного осознания (в котором им по тем или иным причинам не совсем комфортно) к расслабленному, ничем не ограниченному парению… затуманивающему, но при этом и расширяющему сознание, особенно в первый раз».[3]Интересно то, что одной из основных ценностей пребывания в сабспейсе для нижних, как правило, является «потеря себя» в этом взаимодействии. Что достаточно много говорит об уровне фонового дискомфорта, который вызывает у этого типа личности «нахождение в себе».

Достаточно часто подобный способ достижения удовольствия формируется у детей, подвергавшихся телесным наказаниям от неумеренно ретивых родителей. Если в результате такого наказания преодолевается болевой порог и ребенок вынужден это терпеть, психика реагирует, включая защитный выброс эндорфинов – и вуаля – вот он, «теневой» путь к получению удовольствия. Систематическое повторение наказаний закрепляет эту стратегию, в большинстве случаев окончательно фиксируя ребенка в рамках данной стратегии.

Топспейс

Топспейс – специфическое психоэмоциональное состояние доминанта (верхнего), похожее на внешнеориентированный транс, основанное на получении удовольствия от реального влияния (а значит, безусловного контакта) на эмоции и поведение сабмиссива.

Во-первых, от партнера во время «экшена» исходит ощутимая эмоциональная волна, которая отзывается в верхнем сексуальным и общеэмоциональным возбуждением. Во-вторых, верхний, во время воздействия предельно сконцентрирован на том, что он делает, так как часто эти воздействия сопряжены с немалым риском для сабмиссива, и часто требуют концентрации из-за повышенной технической сложности исполнения. Кроме того, ритмичность, являющаяся серьезным фактором сабспейса у нижних, также воздействует и на верхнего. Все это приводит к повышению алертности, впрыску адреналина в мозг и возникновению «тоннельного эффекта» концентрации на ощущениях другого.

Характерно то, что верхние, как правило, в качестве одного из главных элементов достижения этого состояния называют наличие и усиление контроля – т.е. не «потери», а наоборот – «обретения» себя, более «глубокого» и «настоящего».

В основе формирования такого типа получения удовольствия лежит серотониновый и адреналиновый выброс, когда-то в детстве или юности сопровождавшийся влиянием на эмоциональное состояние другого (например, победы над ним или принуждения к чему-либо).

При всей своей непохожести на сабспейс, это состояние также является измененным. Более того, возникая в паре, они индуцируют (вызывают) друг друга, превращаясь в самоподдерживающуюся систему.

Патология? Будем лечить?

Итак, в основе каждого из этих проявлений лежит желание достижения «более высокого» измененного состояния сознания, несущего с собой реальный эмоциональный контакт, удовольствие и избавление от сдерживающих социальных «личин». То есть вполне понятное и даже «нормальное» желание – правда, требующего для своей реализации весьма специфические и изощренные «не совсем нормальные обходные пути», необходимые для преодоления сформировавшихся в прошлом импринтов психики. С этой точки зрения и садизм, и мазохизм, будучи разновидностями фиксации (которую человек не может обойти или отменить сознательным решением), действительно порождают определенную зависимость.

Однако именно на подробном рассмотрении такого рода «девиантных» примеров становится в большей степени ясным то, что же является предметом желания в «обычных» отношениях. Формула «ИСС, эмоциональный контакт, удовольствие и глубина искренности в результате снятия масок» универсальна – и весь вопрос в том, насколько она реализуется в вашей паре.

Если посмотреть на статистику – похоже, что в большинстве отношений реализуется она крайне слабо и поверхностно. Отсюда «эмоциональное выгорание», «охлаждение отношений», «натянутость» и «отсутствие эмпатии». Что это означает? К сожалению, это не означает реального отсутствия детских и юношеских импринтов, это означает, что подавляющая часть пар даже не пытается нырнуть в эту темную глубину отношений, предпочитая не рисковать и скорее спрятать свои импринты от партнера, чем попробовать проработать их. Неважно, что удовольствия они при таком подходе практически не приносят. Главное, что «приличия соблюдены» и социальная маска плотно сидит на лице.  С такой точки зрения рассмотренные типажи доминанта и сабмиссива представляются наивно-честными и отчаянными романтиками, пытающимися достичь того, на что все «приличные люди» уже давно махнули рукой. Утопая в бесконечном переборе эмоциональных оттенков серого цвета…

Безмолитвенный А.С. © 2015
Размещение статьи на других ресурсах возможно. С обязательной ссылкой на www.bezmolit.tv

[1] В котором, кстати, временами отчетливо ощущаются крепкие нотки «Хозяйственного».

[2] Термин «личность» неслучайно имеет один корень со словом «личина», что однозначно предполагает схожесть выработанных для защиты от социума механизмов с маской.

[3] Более того, некоторые выделяют также состояние «слэйвспейс», отличающееся от сабспейса превалированием социальных и личностных (опять же, связанных с «личиной» для коммуникации с другими людьми) моментов над чисто эмоциональными и сенсорными. Грубо говоря, пребывая в «слэйвспейсе» человек получает удовольствие от «легитимного» погружения в ощущения стыда, вины или «греховности», а не в физиологический эндорфиново-окситоциновый транс, как при сабспейсе.

Вероятно, подобное разделение можно провести и в отношении топспейса.

 

 

You have no rights to post comments