money-religionБорьба Бобра с Ослом всегда завершается победой Бабла

Новый русский фольклор

 

Безо всякого преувеличения можно сказать, что сегодня старые мировые религии окончательно уступили место новой разновидности тотального монотеизма – религии, в которой Деньги являются Альфой и Омегой, началом и концом.

Положение вещей, при котором знак равенства между ценностью и стоимостью[1] воспринимается как нечто само собой разумеющееся, я называю Баблотеизмом.

Или просто – Религией Бабла.

Бабло – это не просто деньги. Это Деньги, давно упершиеся сами в себя – сами себя оправдывающие и защищающие, успешно вытеснившие всех идеологических конкурентов с ценностного горизонта обывателя. Разъяснить? Пожалуйста. Но обо все по порядку.

Вещные Ценности

Бабло повсюду, Бабло везде – пройдитесь по улице, оглянитесь вокруг, послушайте, чему посвящены почти все разговоры, теле- и радиопередачи, мечты, надежды и чаяния граждан, не говоря уже о бесхитростном популизме рекламных слоганов: «подчеркните Ваш Статус», «ведь Вы этого достойны?»

85

Опасны не деньги как бумажки, и даже не деньги как средство обмена, товар-эквивалент, опасна социальная подложка – Религия Бабла, управляющая действиями людей через их цели. А что нам говорят пророки это религии насчет целей «успешного человека»?[2]

"Деньги – единственная достойная цель и адекватное мерило успехов на любых жизненных поприщах". Это центральный догмат Баблотеизма. При его последовательном развитии выясняется, что ничего стоящего, кроме Денег, в мире вообще нет. Любую ценность как таковую можно измерить посредством Бабла.

broker

Такая универсализация измерения приводит к перспективе сравнения вещей, которые до пришествия эры Бабла никогда не сопоставлялись. Человеческая жизнь или лояльность вполне может быть измерена в денежных единицах. Примером являются выражения, смысл которых из-за каждодневного использования затерся настолько, что стал буквальным: «Какова цена этого вопроса?», «Сколько нам будет стоить этот работник?»

Причем, сравнение стоимостей всегда будет в пользу Бабла – просто потому, что именно оно задает правила игры.

Денежная западня

Сама по себе Религия Бабла оставалась бы относительно безобидной маленькой сектой, если бы не была общеобязательной.

Настораживает именно это неявное, неброское, особенно не афишируемое обстоятельство: обязательность к принятию Баблотеизма: оно выливается в то, что называется экономическим принуждением: Бабло давно и успешно осуществило экспансию во все социальные области и теперь спокойно навязывает им свои правила. Бабло невозможно проигнорировать или отменить произвольным решением. В игру статусных денег очень сложно перестать играть. Сразу появляется масса вопросов: "А жить на что будем? И – главное – как?"

Каждый человек, попавший в рамки современного социума, с рождения уже окрещен в Религию Бабла и является ее адептом – вне зависимости от своего желания. Он изначально заброшен в ситуацию Денег: едва осознав себя, человек чувствует, что оказался посреди моря финансовых статусов – и ему остается только отчаянно грести, чтобы не захлебнуться.

Давайте более детально рассмотрим это явление. Что на самом деле является идеалом Религии Бабла? Так называемая финансовая независимость?

Тогда в качестве поощряемых этой религией стратегий поведения непременно должен числиться дауншифтинг – простая возможность не работать, имея свободное время. Это так?

 

areal_downshift

 

Нет. Дауншифтинг с точки зрения Баблотеизма – это опасная ересь, предательство, циничная трата времени (и денег же!) на цели, расходящиеся с возвышенными идеалами данной Религии. Каковы же эти идеалы?

Идеалом Баблотеизма является не финансовая независимость как таковая, а начинающееся за ней бесконечное Статусное Потребление.

Почему потребление? Потому что Баблотеизм достиг своей цели, полностью монополизировав ценностную сферу общества: сегодня именно потребляя, обменивая деньги на товар или услугу, человек себя идентифицирует[3] – определяет свой статус и роль в обществе. Религия Бабла создает такие условия, при которых человек может доказать свою ценность единственным способом, обменивая деньги на статусный (дорогостоящий) товар или услугу. Все остальные иерархии, кроме основанной на Статусном Потреблении (например, иерархии интеллекта, умений, физических или творческих способностей) могут сохраняться в локальных группах[4], однако они не имеют никакого общесоциального значения. Например, статус кандидата или доктора наук (мастера спорта, ветерана войны) не является в нашем обществе сколько-нибудь значимым для оценки человека. А вот статус миллионера – бесспорно является.

Важно определить само понятие "Статусное Потребление". Это далеко не просто пользование какими-то дорогими вещами, это пользование демонстративное, пользование напоказ – предназначенное для того, чтобы окружающие оценили сам факт вашей возможности такими вещами пользоваться. 

status_potreblyatstvo

 

Человек, осуществляющий Статусное Потребление, получает удовольствие не от самого процесса (по своим объективным показателям СП мало чем отличается от потребления обычного), а от завистливых взглядов окружающих (неважно, реальных или интериоризированных), подтверждающих его место в социальной иерархии.

Религиозная Иерархия Денег

Бабло воспринимается людьми сегодня как трансцендентная эзотерическая сущность, чистый эквивалент маны – некой магической субстанции, приносящей счастье. У этого божества есть свой культ, свои иерархи (откройте журнал «Forbes»), свои святые (их лики можно обнаружить в изданиях серии «История бизнеса»), свои служки (обычные предприниматели) и своя паства (все общество). Баблу совершаются регулярные подношения и молитвы[5].

Но не это главное. Бессмысленно рассуждать о массовом паломничестве в гипермаркеты и разрастающемся шопоголизме, есть куда более опасные вещи: Баблотеизм делает максимизацию денег самоцелью по жизни.

Если спросить простого офисного работягу, вкалывающего с 9-ти до 6-ти: "Для чего тебе деньги? Что ты хочешь на них купить?"

Можно услышать в ответ приблизительно следующее:money_man

- Ну, прикид клевый. Чтобы на всякие тусовки с баблом ходить.

- И все?

- Ну, а ваще, чисто, хочу джипарь "Ынфынити". И чтоб салон кожаный.

- А еще?

- Еще? Ну, если загибать, то трешку в Москве.

- А потом?

- Ну, потом можно и дачу в Барвихе. А потом – еще одну. Барвиха всегда в цене.

Думаете, после дач в этом списке появится что-то принципиально иное?

Невольно напрашивается следующий вопрос: а зачем обществу все это? Неужели и правда безудержное потребление абсолютно необходимо 95% населения? Ответ будет очень простым: сами по себе они людям абсолютно не нужны, главное – чтобы было «не хуже, чем у Ашота», главное – не выглядеть аутсайдером. 

nischebrod

Концепция финансового аутсайда («все, кто не имеет миллиона, неудачники») – это классический triple bind со стороны социума. Если человек удовлетворяет предъявляемым обществом условиям (заработал миллион – и имеет его), он надежно встроен в систему Потреблятства и является добровольным адептом Религии Бабла. Если трудится с целью избежать клейма аутсайдера – работает на ту же религию, но на негативной мотивации. В любом случае triple bind настойчиво предписывает работать и зарабатывать! Люди, живущие с осознанием того, что они аутсайдеры – это гигантская подводная часть иерархического айсберга Религии Денег.

У истоков Баблотеизма

money_istokКак же удалось Религии Бабла вытеснить все остальные ценности, окончательно и бесповоротно удалить идеологических конкурентов с игрового поля?

Ведь большую часть человеческой истории деньги не были самоцелью: они считались чем-то вторичным, вуалировались. Необходима была легитимация денег, какое-то социальное оправдание тому факту, что они у тебя появились. Требовалось объяснить, зачем они тебе? На что ты их планируешь тратить?

Теперь все наоборот – Религия Бабла придала Деньгам статус высшего судьи; именно Деньги в социальном смысле оправдывают сегодня любые профессии и специальности. Люди выбирают будущее для своих детей, основываясь на списке высокооплачиваемых профессий.

Высоко оплачивается – значит, есть спрос, специальность социально значима. Оплачивается мало или не оплачивается вообще – значит, спроса на специальность нет, соответственно, нет и социальной значимости. Очень просто.

Поскольку с точки зрения Религии Денег человек – такой же ресурс, как и все остальные, это же относится и к отдельному работнику: если на данного «специалиста» имеется спрос на рынке труда – он значим для общества, если нет – значимость его минимальна либо вообще отсутствует.

Вот так легко и непринужденно людей оценивают в денежных средствах. Разумеется, только с точки зрения бизнеса! Правда, ничего, кроме этой точки зрения, уже не воспринимается всерьез.

Интересно проследить эволюцию идеологий и разобраться, почему именно Деньги являются в современном обществе определяющим критерием значимости.

Краткий исторический экскурс

Вспомним классическое деление людей на варны в древнеиндийском обществе:

Брахманы (интеллектуалы) – жрецы, учёные, гуру

Кшатрии (силовики) – воины, правители, администраторы

Вайшьи (предприниматели) – земледельцы, ремесленники, торговцы

Шудры (грубая физическая сила) – слуги, наемные рабочие.

Важно следующее обстоятельство, которое как-то поверхностно и однобоко раскрывается в учебниках: касты были не равны в правах, существовала реальная иерархия подчинения, в индоарийском обществе брахман имел возможность воздействовать на кшатрия (воина или царя)[6], кшатрий – на вайшья, и вайшья – на шудру.

Что-то существенно изменилось за прошедшие 3 тысячи лет?

Да, изменилась иерархия подчинения. При этом само распределение людей на 4 условных категории на основании выбора жизненного пути и ведущей ценности[7] благополучно сохранилось.

Со временем эта иерархия начала схлопываться:

Постепенно кшатрии захватывали власть силовым путем, проводя без направляющего воздействия брахманов (которые ставили им раньше цели и направляли усилия социума на служение высшим целям) время в пирах и застольях (а проще – в пьянстве и распутстве). После этого (в интересующем нас историческом цикле приход к власти нового варнового гегемона в Европе ознаменовался Великими Буржуазными Революциями) кшатрии, разучившиеся даже грабить и окончательно обленившиеся, просто разорились – и наступила эпоха вайшья. Над историческим горизонтом взошло солнце Баблотеизма.

Воплотившаяся в социальный строй Религия Бабла планомерно увеличивала значимость и статус процесса потребления. К 50-м годам XX века набравшая обороты концепция потреблятства пережила кризис перепроизводства[8]: на пути увеличения спроса на товары стояли два мощнейших препятствия:

1. (как будто бы) полная удовлетворенность населения прежними приобретениями

2. все возраставшая стандартизация продуктов, лишающая их индивидуальных признаков.

Lekahman

Именно в то время забрезжили две новые идеи: пропагандировать среди населения чувство недовольства тем, что у него есть, и всемерно побуждать ко все новым и новым покупкам; обратиться к социальным стимулам, хранящимся в подсознании потребителей, и энергично их эксплуатировать. Это эпохальное событие ознаменовало собой не только выход на приципиально новый уровень манипуляции человеческим поведением, но и проложило фарватер утилизации варнового сопротивления брахманов, окончательно перестроив иерархию: подключило людей интеллектуального труда (психологов, ученых, творцов) к процессу производства Денег, сделало их служками ритуала камлания на алтарь Бабла. От общего денежного русла был отведен маленький ручеек, позволяющий примирить брахманов с их незавидным положением в рамках новой социальной структуры.

Процесс идеологической переориентации всего социума на Религию Бабла был завершен.

Жить стало лучше, жить стало веселей

macDПосмотрим на положение вещей с позиции варн сегодня:

Представитель РПЦ, окропляющий святой водой джип гос. чиновника и затем быстро прячущий в карман помятую зеленую бумажку, – это тоже брахман? Или доктор наук, боящийся поставить на экзамене тройку откровенно тупой мажорке, чтобы не вылететь с работы? Или математик, оптимизирующий ночами очередную копию «1С: торговля и склад» для того, чтобы немного подзаработать?

Все это брахманы? Вроде бы – да. Люди, занимающиеся интеллектуальным трудом.

Но каково реальное положение брахманов в социальной иерархии на сегодняшний день?

Рассмотрим кшатриев:

Секьюрити, закрывающий своим телом босса и отвозящий его детей в школу – это тот же самый кшатрий? Или генерал, продающий оружие тому, кто больше заплатит? Милиционер, салютующий вслед выезжающему на встречку джипу банкира?

Это те же кшатрии, которые в свое время помыкали торговцами?

Можно и дальше продолжать этот список…

Спрашивается, кому нужна Религия Бабла? Кому она выгодна?

Ответ очевиден.

В рамках мировоззрения вайшью Бабло действительно имеет смысл и представляет высшую ценность. В бизнесе деньги действительно являются хорошим (осмысленным) критерием достигнутого результата.

Но разве жизнь в целом исчерпывается бизнесом? Или бизнес – это какая-то привилегированная часть жизни, которой должны быть подчинены все остальные?

Опасность обязательной к принятию и исполнению Баблотеизма заключается именно в том, что она вынуждает все общество ориентироваться на идеалы одной варны. Интеллект, сила и все остальное значимы сегодня только в том случае, если они конвертированы в Бабло.

Общество, ориентированное на Статусное Потребление, никогда не будет ценить ничего, кроме Денег. Так будет продолжаться до тех пор, пока каждый из нас своим бездействием молчаливо попустительствует победоносному шествию Религии Бабла.

Aristotel

Вы хотите приобрести еще одну плазменную панель, но не знаете, куда ее поставить? Открываете шкаф, а там – все забито, и в то же время одеть нечего? Напрашивается мысль прикупить шкаф побольше? Подумываете о покупке новой машины, но необходимость брать кредит вызывает смутное беспокойство?

Знакомый офисный работяга тоже считает, что все это «чисто нормальная жизнь».

Вы программируете? Преподаете? Пишете книги? Рисуете картины? Сколько вы зарабатываете? Почти столько же, сколько он? Меньше?

Все еще тешите себя иллюзией, что окружающие замечают какую-то разницу между вами?

Тогда вот вам старый-добрый анекдот в качестве иллюстрации:

Утро. Забитый до предела автобус.

Доктор наук с тубусом и в очках протягивает билет здоровенному синюшному алкашу:

- Будьте любезны, прокомпостируйте, пожалуйста.

- Ты чё, интеллигент, что ли?

- Нет-нет, что вы. Такое же быдло, как и Вы...

А. С. Безмолитвенный © 2009

Прокомментировать и обсудить статью можно здесь

Размещение статьи на других ресурсах возможно. С обязательной ссылкой на www.bezmolit.tv

 


[1]Денежной стоимостью, естественно.

[2] У Религии Денег есть даже своя аскеза – называется она «тайм-менеджмент».

И даже свои стигматы – называются «имидж и стиль успешного человека».

[3] Определяет свое место, роль и значимость – как для общества, так и для себя самого. Составляет оценку.

[4] О них Баблотеизм отзывается особенно нелицеприятно и уничижительно. Правильно – опасна любая идеологическая конкуренция.

[5] В прямом смысле – существуют целые денежные обряды с разработанной последовательностью ритуализированных телодвижений. Люди выращивают денежные деревья, держат седушки унитазов открытыми, направляют сделанные из мелких купюр «денежные накопители» на банки – всячески привлекают в свою жизнь Бабло.

[6] Исторические примеры воздействия брахманов на кшатриев: Кришна и Арджуна, Аристотель и Александр Македонский, Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Как воздействовали кшатрии на вайшья – понятно. Грабили и держали в страхе.

[7] Какова ведущая ценность Брахмана? Познание, творчество, духовный рост. Привнесение новых структур в мир.

Кшатрия? Сила, слава, честь. Поддержание существующих структур.

Вайшья? Приумножение денег и вещей. Личное и общественное обогащение.

Шудра? Ничегонеделанье и «убийство времени». Например, перед телевизором.

[8] В первую очередь этот кризис поразил США – флагмана идеологии Баблотеизма. Преодолением этого кризиса и объясняется "рекламный взлет" 50-х годов. Люди, которые закладывали основы технологий воздействия на психологию телезрителей (Уоркер, Лекахман), честно предупреждали о разрушительных долгосрочных социальных последствиях этой стратегии.

 

You have no rights to post comments