lectionОппоненты не переучиваются, а вымирают.

М. Планк

Может, в консерватории что-то подправить?

М. Жванецкий

Каждый здравомыслящий человек согласится с очевидным фактом: современная российская система образования разделила судьбу Ленина – на текущий момент это живой труп: несчастный, уставший от бесконечной реанимации зомби, искусственным способом удерживаемый на краю окончательного разложения. Когда-то образование действительно было живым, развивающимся, полным перспектив и энтузиазма, но, к сожалению, эти времена давно прошли. Сейчас наше образование – это карикатура на само себя образца 50-летней давности.

С вопиющей серьезностью представляю вашему вниманию:

Хит-парад проблем российского образованияRead More

  1. Оторванность образования от «реального сектора»otorvan

Это только выражение такое красивое – «от реального сектора». На самом деле все гораздо страшнее и проще: от реальной жизни. Институты и Университеты выпускают специалистов по не востребованным на рынке специальностям – «в никуда». Например, ВУЗы страны каждый год выпускают маленькую армию философов – более 1000 любителей мудрости. Это не говоря уже о филологах, историках, литературоведах и пр. Перефразируя известного персонажа: «Зачем такой маленькой стране такое большое счастье?»

Отсюда закономерная ситуация, когда выпускникам престижных ВУЗов, не имеющим связей, приходится мыть подносы в "Макдональдсе". Или продавать пиво в ларьке, почитывая любимого Канта. В лучшем случае без блата удается устроиться в ассистенты. Сбегай, подай, принеси, распечатай.

А разве с техническими ВУЗами дело обстоит по-другому? Разумеется, нет. При приеме на работу выясняют, что человек умеет делать. Какой ВУЗ он закончил, никого не интересует. Теоретические знания, полученные на лекциях и семинарах, лишь в редких случаях хоть как-то соотносятся с реальностью. Бывшим студентам, почти не имеющим практических навыков, приходится проходить «курс молодого бойца» и за 2 недели осваивать все на бегу, «не отходя от конвейера».

В итоге 5-7 лет, потраченные на лекции, выброшены впустую.

А может быть взять и обвинить во всем работодателей? Мол, не берут нехорошие дяди умненьких деток из какого-то вредного принципа? Да нет, их-то как раз понять можно. Зачем работодателям «испорченный образованием» человек, в обучение которого все равно приходится вкладывать дополнительные средства?

Происходит все это из-за следующей проблемы:

  1. Устаревшие знанияbk_comp

Во времена, когда почти любую актуальную информацию можно скачать из Интернета, во многих ВУЗах можно наблюдать студентов, обучающихся по учебникам 25-летней давности. Причем не только по фундаментальным дисциплинам наподобие математики – по экономике или биологии, например. А уж об информатике или кибернетике и говорить не приходится. За 5 лет обучения правила игры на IT-рынке успевают сильно измениться. К моменту получения студентом диплома технологии успевают сменить друг друга несколько раз, появляется множество новых устройств, сервисов и принципов работы. Более того, поскольку преподавателями (по целому ряду причин) становятся люди, которые никогда не работали на реальном производстве, а знают о нем только по учебникам, написанным много лет назад, это усугубляет проблему еще больше. В результате отставание получаемых в ВУЗе знаний от реального положения дел все усиливается.

Поскольку специалистов с никому не нужным дипломом вокруг пруд пруди, экспоненциально растет конкуренция. Это приводит к следующей проблеме:

  1. Нищенская зарплата преподавателейprepodavatel

Средний доход преподавателя составляет порядка 14 тысяч рублей в месяц! Именно по этой причине социальный статус кандидата наук приближается к статусу бомжа, а на вещевом рынке можно запросто встретить торговку с двумя высшими образованиями и 10-летним опытом преподавания в ВУЗе.

Преподаватели не вкладывают деньги (ибо нечего вкладывать) в собственное образование и развитие. Учитель, который не развивается сам – мертв и ущербен по определению.

Как же все-таки ухитряются выживать «апологеты науки», безраздельно посвятившие себя академической стезе? Ответ достаточно тривиален, он выливается в следующую проблему:

  1. Коррупция в сфере образованияkorrupt

В московском (и в питерском тоже остальные не проверял) переходе метрополитена легко встретить лиц с табличкой «Дипломы. Недорого». Таким же образом покупаются курсовые работы, рефераты и диссертации. В некоторых случаях – даже докторские, на заказ. Целая индустрия работает на лентяев, которые не в состоянии написать дипломную работу или реферат. А почему работает? А потому что лентяи эти за написание диплома или диссертации платят гораздо больше, чем любой ВУЗ.

Покупается буквально все – дипломы, экзамены, места на престижных факультетах.

Образование входит в тройку самых коррумпированных сфер нашего общества: наряду с правоохранительными органами и здравоохранением. Это российская реальность. В большинстве ВУЗов на востребованные специальности без предусмотрительно организованных «подготовительных консультаций» не поступить. Кроме того, преподаватели  в некоторых случаях и сами открыто заявляют о «платных» экзаменах и «фондах поощрения образования».

Какой же закономерный вывод следует из всего перечисленного?

Учащиеся не заинтересованы в получении академических знаний!

Зачем сидеть на скучной лекции, когда можно пойти попить пивка и потусоваться с друзьями? Для современных студентов и то, и другое – одинаково бессмысленная трата времени. Окружающая реальность показывает, что в долгосрочной перспективе это и правда так. Троечники и люди без высшего образования по статистике обустраиваются в жизни несопоставимо лучше отличников.

loshad

Позитивная функция образования для многих исчерпывается емким словосочетанием «откос от армии». В рекламе большинства ВУЗов сейчас пишут именно об этом. Крупными буквами.

Отсюда наблюдаемые невооруженным взглядом последствия – система образования стала социальным посмешищем:

Значимость диплома о высшем образовании практически равна нулю. Редкий работодатель поинтересуется дипломом. Его ксерокопируют (не просматривая) в отделе кадров уже после того, как соискателя взяли на работу. Цвет диплома не имеет вообще никакого значения.

Люди, получив образование в МГУ им. М.В.Ломоносова и МГТУ им. Баумана, подчас не могут устроиться на приличную работу, считая за счастье получать зарплату сейлз-менеджера (продавца).

Молодежь, основательно демотивированная такой системой образования, как-то охладела к фундаментальной (да и всей остальной тоже) науке, она делает вполне здравый вывод: проще обойти систему, купив диплом или оценку на экзамене – и подольше протусоваться в клубах или за компьютером.

В чем истоки проблемы?

Государственный аппарат слишком неповоротлив и – давайте трезво смотреть на вещи – коррумпирован для того, чтобы обеспечить образование, хотя бы отдаленно отвечающее требованиям рынка. Да и задачи такой никто перед ним не ставил. Система образования сейчас – одна из самых коммерчески невыгодных.

Но постойте, воскликнут некоторые, разве образование не обладает собственной социальной значимостью и ролью – просветительской? Благородной, трепетной, возвышенной? Конечно, обладает.

Однако рано или поздно приходится принимать кардинальное решение: либо образование будет выполнять заказ общества, отвечая на потребность в квалифицированных специалистах, гибко ориентируясь на запросы рынка; либо будет оставаться мертвым придатком, аппендиксом для оседания бюджетных средств: приютом и богадельней для отошедших от мира сего.

Ситуация, в которой наша образовательная система находится сейчас, не только унизительна, но и болезненна для общества в целом: образование одной ногой до сих пор стоит в социализме, другой – в капитализме; раскорячившееся, поскрипывающее, больное артритом и склерозом… Кому оно нужно? В существующем виде это не более чем мертвый балласт, который хочется побыстрее отбросить.

boring

Есть ли альтернативы?

Открыто и аргументированно заявляю – да, есть. Уже много лет на нашем рынке успешно живет, крепнет и развивается практичная, продемонстрировавшая свою действенность, тренинговая система обучения. На порядок более прогрессивная, свежая, молодая, энергичная, занимающая все новые и новые позиции. Можете считать это социальной рекламой.

Очень важно дать возможность получить необходимые навыки для плодотворной жизни деятельным и способным людям. Шанс получить работу своей мечты или построить бизнес, изменить общество в лучшую сторону. Учеба в ВУЗе не дает такой возможности.

Без качественного образования это сделать крайне сложно. А сейчас положение вещей именно таково: люди, которые реально изменяют общество, делают это без образования; люди, которые имеют образование, лишены возможности влиять на общество. Как говорится, «тело без ума, ум без тела». Не пора ли изменить эту ситуацию?

Продолжение – в следующей статье.

 

А. С. Безмолитвенный © 2009
Прокомментировать и обсудить статью можно здесь
Размещение статьи на других ресурсах возможно. С обязательной ссылкой на www.bezmolit.tv

 

You have no rights to post comments