jumpsheepОбразование – то, что остается, когда забывается все, чему нас учили.

А. Эйнштейн

 

Тренинги произвели настоящую революцию в сфере образования. Вторя словам классика, можно с уверенностью заявить, что в тренинге все наконец-то поставлено с головы на ноги. Если в традиционном обучении дается 90% информации – и в лучшем случае –10% опыта (если повезет), то в тренинге все наоборот. 10% – это, собственно, знания, остальные 90% – это навыки и умения, живой опыт. В этом принципиальная разница подходов. В отличие от классического образования, являющегося подчас самоцелью (образование ради образования[1]), тренинги предназначены для жизни. Они заточены под конкретные жизненные цели людей, их реальные задачи и потребности. Но даже не это главное. Главное отличие – в самих методах обучения.

Надо помнить о том, что лекционно-семинарская форма обучения, и по сей день влачащая свое существование в университетах, отнюдь не дарована нам раз и навсегда всеведущим посланцем высшего разума, а была разработана некогда людьми – как одна из перспективных технологий обучения. И для своего времени (с присущим ему технологическим уровнем и глубиной понимания принципов работы человеческой психики) она действительно была передовым решением. Только что это за время?

Из любого курса педагогики вы узнаете, что так называемая «современная» лекционная форма является облагороженной фон Гумбольдтом[2] вариацией схоластической системы обучения, зародившейся еще в позднем средневековье! Стратегии преподнесения материала почти не изменились на протяжении нескольких веков. Человек, стоящий за кафедрой, вещает, а сотни студентов записывают этот поток речи от руки в тетрадки[3].

izbush-kaНасколько нормально положение вещей, при котором в 21 веке студентов заставляют пользоваться этой древней технологией? Приведу образную иллюстрацию: представьте себе ситуацию, при которой вместо современного комфортного жилища с водопроводом, интернетом и канализацией вы вынуждены постоянно жить в покосившейся избушке и пользоваться, извините, выгребной ямой. Так называемая «классическая» система обучения на сегодняшний момент вполне сопоставима с информационной выгребной ямой – подчас сама технология обучения на порядок менее осмыслена и эффективна, чем предметы, которые пытаются преподавать с ее помощью[4].

Тренинги же выросли из реалий конца 20 века и окончательно сформировались в 21-ом: они порождены потребностью быстро ориентироваться в огромном океане быстро меняющейся информации и приспосабливать ее под свои цели.

Любой здравомыслящий человек, даже не являющийся специалистом в области технологий обучения, согласится с тем, что информация, вываливаемая на головы учащихся непрерывным хаотичным потоком, без структуры и плана, никогда не усвоится или усвоится очень слабо. Следовательно, любое осмысленное обучение должно быть построено на определенных принципах. Остается выяснить эти принципы.

Цикл обучения Колба

Современные представления об эффективном обучении базируются на концепции эмпирического обучения (Experiential learning), разработанной Дэвидом Колбом в 1984г., и позднейших модификациях этой концепции.

Цикл эмпирического обучения (цикл Колба) состоит из 4 стадий:Kolbe_cycle

  1. Опыт (этап восприятия и получения нового опыта)
  2. Рефлексия (анализ и обдумывание опыта)
  3. Идеи (насчет того, как сделать лучше). На этом этапе можно черпать идеи со стороны
  4. Эксперимент (если вы не попробуете новый образ действия, это останется мертвым грузом)

После этого цикл повторяется снова – ведь после эксперимента у вас будет новый опыт.

Пример эффективного обучения по циклу Колба: публичное выступление.

1. Вы получили опыт публичного выступления (например, на предзащите диссертации или на совещании/конференции)

2. Вы собираете обратную связь (видеозапись, мнения и отзывы аудитории) на свое выступление, задаетесь вопросами:

  • Что привело к тому результату, который я получил в ходе своего выступления?
  • В те моменты, когда аудитория реагировала положительно, что именно я делал?
  • Что можно сделать в будущем, чтобы результаты были стабильно лучше? И т.д.

3. Отвечая на эти вопросы, вы обретаете некоторое количество идей относительно того, как следует проводить публичные выступления. Более того, вы можете, например, забраться в Интернет и посмотреть, какие рекомендации дают опытные ораторы – т.е. почерпнуть идеи со стороны.

4. Определившись с тем, что дополнить и улучшить в своем выступлении, вы можете провести эксперимент – генеральную репетицию – дома, и уже после этого, убедившись в устойчивости новых навыков, выходить во всеоружии на аудиторию.

Теперь действительно можно говорить о том, что навык успешного публичного выступления встроился в поведение – и будет использован вами на практике. Для этого необходимо пройти все стадии.

В тренингах (именно потому, что они построены на практической – кейсовой – модели погружения в ситуацию) используются все четыре. А как насчет классической лекционно-семинарской модели? По зрелому размышлению приходится констатировать: там присутствует только третья стадия – идеи по какой-то теме, почерпнутые от кого-то «со стороны»! И (если повезет) в 10% случаях – четвертая. Помните эксперименты на уроке химии/физики?

Лекционно-семинарская форма не гарантирует связанности получаемых студентом знаний с реальной жизнью; как правило, отсутствует полноценная обратная связь (если не считать оценок на экзамене); в большинстве случаев нет возможности перевести полученные знания в навыки и применить эти навыки на практике.

Может быть, для вас разница между знаниями и навыками слишком абстрактна и расплывчата? Проясним.

Знания, умения и навыки (ЗУН)

Знания – это некоторое количество информации о предмете. (Например, в ряде ситуаций знания в области ораторского искусства могут исчерпываться парой изречений Цицерона и Аристотеля. И подхваченным где-то представлением о том, что перед аудиторией оратор должен вести себя уверенно).

Под умением понимается освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике. (Например, вы знаете, что перед аудиторией надо вести себя уверенно, и владеете парой приемов, позволяющих собираться перед выходом на сцену. Вы разминаете голосовые связки перед выступлением, занимаете главное место в зале и ставите себя в нужную позу).

Навык – доведенное до автоматизма умение, выполняемое даже без контроля сознания[5].

(В нашем примере вы не задумываетесь о том, что сделать перед выступлением, куда приткнуться и какую позу принять – просто, выходя на сцену, вы автоматически все делаете правильно. Потому что умение было закреплено некоторым количеством повторений. Сформировался навык)

Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия.

Для примера можно рассмотреть обучение слепой десятипальцевой печати:

Решив обучаться слепому методу, вы скорее всегоуже обладаете знанием о том, как нужно печатать – быстро и не подглядывая на клавиши. Может быть, даже представлением о том, как правильно ставить руки на клавиатуру[6]. Но умения еще нет – поэтому приходится добывать одну из программ для постановки десятипальцевой печати и, сознательно отслеживая поначалу движение каждого пальца, упорно отрабатывать упражнения.

Постепенно приходит умение, и вы уже можете кое-как печатать, изредка поглядывая на подписи к клавишам – но навык сформируется только тогда, когда вы доведете это умение до автоматизма и сможете без сознательного контроля, абсолютно не задумываясь о пальцах и буквах, печатать текст любой сложности.

Тренинги предназначены именно для постановки навыка. Это предполагает наличие знаний и умений.

Лекционно-семинарская форма обучения – для обретения знаний. И только.

seneka

Хит-парад преимуществ тренинговой формы обучения перед лекционно-семинарской:

Давайте коротко пройдемся по пунктам проблем современного образования, и посмотрим, как обстоят дела с тренингами:

Академическое образование

Тренинги

  1. Оторванность академического образования от «реального сектора».

Тренинги – теснейшим образом связаны с практикой. В процессе обучения студенты погружаются в ситуации, в которых им предстоит оказаться в реальной жизни. Всегда ли возможно такую ситуацию создать в процессе обучения? Нет, иногда это невозможно. В этих случаях ситуации моделируются. Т.е. навык все равно встраивается.

2. Устаревшие знания

Из-за ориентации на практику тренинги всегда вынужденно остаются «на гребне последних трендов». Действует рыночный механизм: тренинги, которые не отражают актуальных реалий, просто

отмирают. Никто не пойдет сегодня на тренинг «стратегии социального позиционирования денди XIX века». Просто потому, что он не нужен.

3. Нищенская зарплата преподавателей

Тренинги – вещь выгодная. И для людей, их посещающих, и для самих тренеров. Уже сейчас, при наличии мощного агонизирующего конкурента – академической системы образования – тренеры получают больше, чем преподаватели. Просто потому, что люди готовы платить за это деньги. Они видят результат – и поэтому услуги тренеров более востребованы. Кроме того, тренеры постоянно личностно растут и обмениваются опытом – посещают тренинги коллег по близким темам. Иначе в этом конкурентном мире не выжить.

 

4. Коррупция в сфере образования

Коррупция возможна только при наличии репрессивного бюрократического аппарата и «мелкопоместной системы кормлений» в рамках этого аппарата. Сертификат об окончании тренинга ценен как подтверждение некоторой компетенции человека, прошедшего его. Безо всякой дополнительной причины наподобие отмазки от армии. Это устраняет коррупцию – до тех пор, пока тренинги не бюрократизируются. Учитывая конкуренцию, в худшем случае это произойдет крайне не скоро, гораздо более вероятно, что этого никогда не случится.

 

И самое главное достоинство – учащиеся кровно заинтересованы в получении знаний. Просто потому, что они будут их реально использовать в своей повседневной практике в дальнейшем. Каждый день. Или чуть реже.

Кроме того, дистанция между тренером и участниками (в отличие от формализма академического образования) почти не чувствуется. Если все же ощущается – это вина или особенность личного стиля тренера. И сделано не по недомыслию или шаблону, а осознанно и в интересах участников.

Образовательная секуляризация

trening_buildingСпрашивается, что мешает получать образование в учреждении, построенном на совершенно других – тренинговых – принципах? Ничего! Достаточно развести образование и государство (прежде всего, в своей голове) – так же, как когда-то были разведены государство и церковь.

Если вас не устраивает академико-бюрократический стиль – знайте, вам есть куда обратиться.

Тренинги – независимая, мощная и с каждым днем набирающая силу социальная сфера. Ни от кого ничего не просящая и не ожидающая. Задача не в том, чтобы пристраивать современный небоскреб к ветхой избушке, маскируясь под флигель, а в том, чтобы возвести его на чистом фундаменте – далеко в стороне от прогнившего строения. Так, чтобы дать, наконец, людям возможность выбирать – где им больше нравится жить.

Так или иначе – за тренингами будущее, внедрение новых образовательных технологий – просто вопрос времени. Соответственно, вопрос звучит следующим образом: что лучше – быть на острие перемен и делать историю или плестись в ее хвосте?

 

А. С. Безмолитвенный © 2009

Прокомментировать и обсудить статью можно здесь

Размещение статьи на других ресурсах возможно. С обязательной ссылкой на www.bezmolit.tv


[1]При этом, разумеется, никто не собирается устранять или нивелировать абстрактно-теоретическое знание, наоборот – из-за своей структурности (логика, математика) оно особенно необходимо сегодня, но – преподаваемое по другой модели.

[2] Разумеется, не им одним. Можно также назвать такие имена, как Дж. Ньюмен, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Риккерт – в любом случае, все они давно умерли.

[3] Лекция – абсолютно бессмысленное явление во времена, когда почти любую учебную информацию можно скачать из Интернета. Лекция тратит время преподавателя на зачитывание, студента на бессмысленное переписывание. Кроме того – целлюлозно-бумажная промышленность ежегодно уничтожает несколько гектар леса исключительно под лекции. И каков же «сухой остаток»? Остаются записи, но не мысли.

Неудивительно, что после этого студенты предметы «сдают». Без остатка. И через месяц после окончания помнят в лучшем случае название курса.

[4] Очень показателен в этом отношении курс педагогики. Или логики. Всем, кто не проходил, настойчиво рекомендую.

[5] Концепция ЗУН зародилась и активно использовалась в недрах советской методологической школы. Поэтому нижеследующий материал вряд ли будет для кого-то откровением и предназначен для освежения памяти. Подробнее о ЗУН можно узнать на Психологосе.

[6] Вспоминается анекдот про секретаршу на собеседовании:

- С какой скоростью вы печатаете?

- 1000 знаков в минуту!

- Правда???

- Правда! Но такая ерунда получается…

 

You have no rights to post comments