Ролевые игры

ролевые игрыРолевые игры[1] – это одно из самых популярных интеллектуальных развлечений в мире. Миллионы людей разных возрастов на всех континентах посвящают ему свое свободное время. Чем же объясняется такая привлекательность ролевых игр, что необходимо для того, чтобы принять в ней участие, и каковы роли игроков и ведущего?

На что это похоже

Если попытаться в двух словах рассказать о том, что же такое ролевая игра, получится следующая аналогия. Возьмем для примера какой-либо приключенческий роман или кинофильм. Представьте себе, что вы оказались на месте главного героя, и должны сами решить, что говорить, какие поступки совершать, сами устанавливаете локальные цели и стремитесь их достичь. Любым своим действием вы повлияете на общий сюжет кинофильма или книги. Если вы будете действовать неосмотрительно и непродуманно, то, скорее всего, вам не удастся выполнить поставленную задачу. Более того, вполне возможно, что вы поставите под угрозу свою и чужие жизни, ведь приключенческий сюжет полон опасностей и загадок. Примерно в такую атмосферу погружается участник ролевой игры, оказываясь внутри приключения и своими решениями определяя судьбу героя и выдуманного мира. Ролевые игры бывают "живого действия" и виртуальными (компьютерными).

Живые и "неживые" ролевки

"Живые" ролевые игры имеют перед компьютерными ряд преимуществ. Во-первых, в них отсутствуют условности, связанные с ограниченностью запрограммированного мира: если разработчики компьютерного варианта не предусмотрели для персонажа возможности взлететь в воздух, то ему никогда не удастся этого сделать, если условная граница географической карты является пределом прописанного в игре мира, то переступить черту не получится. "Живая" игра безгранична, персонаж может делать все, что ему заблагорассудится и что вообще можно сделать в конкретный момент с точки зрения логики. Во-вторых, "живая" игра по сути бесконечна, как бесконечны возможные литературные сюжеты, тогда как компьютерная – привязана к имеющемуся сценарию. Кроме того, в "живой" игре появляется дополнительный элемент – актерское искусство, умение "вживаться" в шкуру персонажа.

Игрок и персонажперсонаж

Каждый участник ролевой игры управляет в ней своим персонажем (реже несколькими). Игрок полностью отвечает за действия и поведение персонажа, а также за решения, которые его персонаж принимает в игре. Если персонаж сталкивается с трудностью, опасностями или загадками, игрок должен сам придумать, как справиться с делами и разрешить возникшие у персонажа проблемы. Поскольку ролевая игра, как правило, связана с увлекательными приключениями, управлять персонажем и принимать за него сложные решения очень интересно. Однако это лишь часть удовольствия, которое может доставить игроку ролевая игра.

Свое название ролевая игра получила из-за того, что каждый ее участник исполняет роль определенного персонажа. Поэтому участие в ролевой игре сродни актерскому ремеслу. Действительно, если вы оказываетесь в шкуре персонажа из любимой книги или киноленты, вы должны задуматься и о передаче образа этого человека: его мыслей, чувств, мотиваций, эмоций и т.д. Каждый игрок должен понимать, что в приключении участвует не он сам, а персонаж, чью роль он играет. Умение вживаться в роль, реагировать на происходящее так, как реагировал бы на них подлинный персонаж, в ролевой игре принято именовать "отыгрышем". Качество отыгрыша напрямую зависит от того, насколько хорошо игрок понимает своего персонажа, насколько он чувствует его цели и знает его биографию. Красивый и продуманный отыгрыш создает объемный, впечатляющий образ героя приключения и доставляет удовольствие не только игроку, вжившемуся в роль, но и всем участникам игры, потому что он добавляет ей чувство реальности происходящего.

Таким образом, ролевая игра таит в себе две главных привлекательтных черты для участника. Первая черта – сопричастность к происходящему; игрок, управляя своим персонажем, влияет на игровой мир и исход приключения. Вторая черта – возможность на некоторое время почувствовать себя кем-то еще, расширив тем самым свой поведенческий репертуар и – возможно – представления о причинах поведения и стратегиях окружающих, ведь проникновение в тайны и проблемы любого персонажа позволяет понять истоки и мотивы его поступков (и не только его – вообще людей в подобных ситуациях), а отыгрывание поведения такого персонажа приближает игру к действительности и позволяет отточить свои личные стратегии.

"Роль" Ведущего

Ведущий в различных ролевых играх именуется по-разному. Наиболее распространенными вариантами являются термины "мастер", "рассказчик" (калька со storyguide) или аббревиатуры GM или DM (game master и dungeon master, соответственно). Ведущий – главный участник игры, поэтому им становится человек, который хорошо разбирается в правилах или даже когда-то создал их сам.

Ведущий – это глаза и уши игрока, именно благодаря ему игроки узнают, что их персонажи видят и слышат в игровом мире. По существу, ведущий тоже занимается "отыгрышем", только, в отличие от игроков, ему приходится отыгрывать весь окружающий мир, в котором происходит приключение. Ведущий выносит все решения, связанные с реакцией мира на действия персонажей игроков, основываясь на логике, интуиции, и главное – на сценарии приключения.

Сценарий ролевой игры – это не просто повествование, подобное любому художественному произведению или театральной пьесе. В сценарии не записаны фразы, которые говорят герои, а также не обозначены их действия, так как за героев целиком отвечают игроки. Сценарий не просто повествовательно описывает ход приключения, он предусматривает возможные варианты его развития, зависящие от того, как именно поступят герои в определенной ситуации. Таким образом, сценарий содержит множество сюжетных развилок и дробится на массу эпизодов,  некоторые из которых могут никогда не произойти, если поступки героев не приведут к их возникновению.

Вести приключение – серьезная творческая задача. Ведущий не только должен хорошо представлять себе окружающий героев мир, но и обладать глубоким аналитическим и системным мышлением, чтобы представлять себе поведение всех игроков в данной истории. Это означает, что он должен проникнуться целями и мотивациями персонажей и ясно представлять себе их образы и возможные стратегии поведения.

Сам сюжет сценария и его развитие находятся в полной власти ведущего. Сценарий, используемый ведущим, может быть написан им самим, другим ведущим или просто приобретаться как официальное приложение к игре. Главное, в чем должен быть уверен ведущий, это то, что он волен как угодно изменять сценарий и даже основательно переделывать его, если очередная сыгранная по нему сессия направила сюжет приключения в не предусмотренное изначальным текстом русло.

Ведущий – руководитель игры. Любое его решение является законом, оно не должно оспариваться игроками во время сессий.

Присоединяйтесь!

Итак, приходите сами, приводите друзей, изучайте правила и погружайтесь в удивительный мир ролевых игр! Это одна из лучших форм проведения досуга по нескольким причинам. Во-первых, ролевая игра – это постоянное общение с людьми, а не замкнутость коллекционера или компьютерного геймера. Во-вторых, это интереснейший творческий процесс, в который вовлечены все участники. В-третьих, это минимум затрат. И, наконец – это отличная возможность побывать в незнакомом образе и оценить по достоинству свои стратегии в разных жизненных ситуациях. А еще – в безопасной обстановке опробовать новые стратегии, которых иногда так не хватает в реальной жизни. 

 


[1] От английского RPG – role-playing games. Иногда ролевые игры также называют просто «ролевками»