УроборосСознание – это то, что рождается и живет в парадоксе…

В данной статье представлен способ определения классических понятий «Сознательное», «Подсознательное» и «Сверхсознательное» неклассическими средствами – структурной основой для этого смелого предприятия послужила концепция Логических Уровней Рассела. Целью статьи является построение четкой теории ментальных модусов, в минимальной степени подверженной влиянию «эзотерики», т.е. не выводимых из внутренней логики системы и неочевидных (мне) положений. 

Важно еще раз подчеркнуть, что значение и способ экспликации смысла терминов «Сознательное», «Сверхсознательное» и «Подсознательное» в данном исследовании специфическим образом отличаются от принятых в психологии и философии на сегодняшний день.   

С - сознательное:

Представим себе интроспективное (ориентированное на рассмотрение самого себя) сознание в виде 2 элементов: один из них сознание-субъект (С-С), производящий интроспекцию, другой – сознание-объект(С-О): то, что является предметом рассмотрения.

С-С отличается от С-О:

Во-первых, за счет отставания во времени – С-О всегда предшествует С-С, представляя собой «окостеневшие» последствия фиксации С-С своих состояний, имевших место «всегда уже до этого акта осознания». Соответственно, поскольку С-С всегда еще не определено, а С-О всегда фиксировано, открывается возможность их различения.

Во-вторых, они отличаются по стратегиям феноменологического схватывания: фиксированный образ С-О реально присутствует в интроспективном опыте, в то время как С-С никогда актуально в этом опыте не дано, выводясь лишь на основании рассуждений, домысливаясь как (необходимая) инстанция, способная производить сам акт фиксации. 

И вместе с тем, С-С в некотором смысле и есть С-О:

Ведь рассмотрение С-О (бывшее некоторое время назад С-С) в прямом опыте умозрительного созерцания самим фактом наличия этого опыта манифестирует, что интенция направлена именно на восприятие своего сознания (которое, разумеется, феноменологически целостно, т.е. не может осознаваться как расщепленное), а не чего-то иного, ему внеположного; в акте рассмотрения С-О не воспринимается ничего, что не было бы сознанием; тем самым акцент смещается с вопроса «а действительно ли я сейчас воспринимаю свое сознание?» – ответ на который всегда положителен при условии правильно заданной интенции – к вопросу «как мне удобнее воспринять свое сознание?», т.е. поиска удачной стратегии схватывания (целостного) сознания в тот весьма непростой момент, когда его содержанием является попытка фиксации и описания данностей самого этого сознания.

Как объяснить этот парадокс?

Так же, как и любой парадокс самоприменимости. Давайте попробуем представить себе идеальную ситуацию, при которой осуществлялось бы абсолютное схватывание и С-С совпадало бы с С-О. Как можно было бы ее описать?

Сознание фиксирует само себя.

Развернем формулировку – уточним, что значит в данном контексте «сознание»:

Сознание, содержание которого составляет попытка фиксации самого себя, фиксирует само себя.

Развернем дальше – уточним, что значит «самого себя»:

Сознание, содержание которого составляет попытка фиксации сознания, содержание которого составляет попытка фиксации сознания, содержание которого…

До «фиксирует» так никогда и не доберемся.

Вот она, искомая рекурсия, фрактальный замкнутый цикл, который делает невозможной в реальности ситуацию тождества С-С и С-О – даже при условии адекватности интенционального акта феноменологического усмотрения, в котором сознание дается.

Вместе с тем, эта фрактальность является обязательным условием доподлинной точности восприятия сознания сознанием же – любая более простая (несамоприменимая) структура не соответствует заявленному идеалу С-С = С-О и неизбежно распадется на не совпадающие друг с другом С-С и С-О.

Вот почему в акте интроспекции так легко фиксируются наполняющие сознание события, само же феноменологическое поле, в которое они заключены, не фиксируется никогда.

Однако даже при условии невозможности его феноменологического схватывания, С-С существует. Его существование выявляется простейшим картезианским рассуждением: Если нечто воспринимается, должно существовать то, что воспринимает.

СС – Сверхсознательное

Звездное небо над головой...Представим, что у нас есть сознание, наполненное каким-то содержанием, например, созерцанием ночного неба. Для его «схватывания» понадобится сознание того, что я обладаю сознанием, в котором представлено созерцание ночного неба . Для схватывания которого, в свою очередь, понадобится сознание того, что я обладаю сознанием, в котором представлено сознание созерцания ночного неба. И так далее. Эту последовательность можно продолжать сколь угодно долго. Сознание-субъект это по определению то, что находится всегда на острие, на пике момента, это передний край, рубеж, последний достигнутый уровень.

Поэтому то, что называется С-С, на самом деле не есть какое-то конкретное, данное в опыте сознание, это понятие – абстракция, содержанием которой является «последний достигнутый уровень» сознания. С-С по сути есть «функция», задающая последний уровень.

Но это и есть Сверхсознательное (СС) – то, что никогда не доступно окончательному статическому осознанию[1], но является необходимым для обеспечения самой процедуры сознательной фиксации.

Итак, С-С (=СС) – это аббревиатура для обозначения Сверхсознательного. Сознание-субъект, всегда динамически остающееся «на гребне», в позиции наблюдателя, и является Сверхсознательным. Так же, как невозможно увидеть собственные глаза (а можно – только их отражение или видео/фото- изображение), осознать конструкцию, которая делает возможным осознание, с помощью сознания же – невозможно. По тем же причинам, по которым невозможно ответить на вопрос «Будет ли множество всех возможных множеств включаться само в себя?».[2]

ПС – подсознательное

ПС – это область автоматизмов и шаблонов, которые когда-то были в фокусе сознания, но потом перешли в автономный режим функционирования (тривиальный пример – езда на велосипеде, жонглирование или печатание 10 пальцами вслепую, которые осознаются как единый конгломерат – в том случае, когда сознательно освоены и отработаны до автоматизма микродействия, лежащие в их основе). ПС не осознается актуально как деятельность, контролируемая сознанием, однако потенциально может вернуться в фокус сознания[3].

ПС – это отработанные циклы на микроуровне, поддерживающие некоторое сознательно запущенное поведение. В том, что ПС отличается от С, легко убедиться, обратив внимание на то, как вы сейчас дышите. И далее – обратив внимание на то, что вы не осознавали того, как дышите, до тех пор, пока не обратили на это сознательно внимания.

 

Общая картина:Логические уровни

Сознание способно удерживать в фокусе своего внимания небольшое число элементов одновременно (7 ± 2). Даже если в некоторых случаях это число больше, оно все равно счетно и конечно.

Для того, чтобы управлять сложными процессами (включающими большое количество неупорядоченных элементов), сознание вынуждено группировать элементы в множества (и оперировать уже множествами как едиными конгломератами), затем, если этого требует сложность рассматриваемых процессов, множества группируются в множества множеств, затем – в множества множеств множеств. И так далее.

Это дает возможность оперировать очень большим количеством элементов.

Однако данная схема вынуждает вводить дополнительное усложнение – учитывать логический уровень каждого элемента, чтобы не происходило путаницы и не возникали парадоксы типа расселовского.

Таким образом, можно констатировать наличие 2 уровней ментальной деятельности:

  1. По оперированию элементами рассмотрения
  2. По оперированию оперированием элементами рассмотрения – «позиционирующей индексации» («учитыванию», удерживанию) логических уровней, на которых происходит процесс оперирования[4]

Второй уровень (СС) – позиционирует, инкорпорирует деятельность первого уровня (С) в общий контекст, обеспечивает связность, целостность, направленность, и в конечном итоге непротиворечивость сознательных операций. При этом важно, что второй уровень никогда не может быть тождествен первому – т.е. никогда не может быть полной и окончательной сознательности во всех своих проявлениях. Всегда остается неосознаваемая в текущий момент индексирующая надстройка.

Эта динамическая картина помогает достичь общего понимания. Итак:

Сознание – процесс, протекающий на актуальном логическом уровне рассмотрения.

Сверхсознание – процесс, протекающий на высшем (по отношению к актуальному) логическом уровне.

Подсознание – процесс, протекающий на низшем (по отношению к актуальному) логическом уровне[5].

Это динамическая структура, представляющая собой срез ментальных процессов на определенный момент времени. Те процессы, которые были СверхСознательными (например, правила, управляющие поведением), могут войти в область Сознательного. При этом СверхСознательное модифицируется (всегда останутся правила, задающие правила, управляющие поведением). И это расширяет область ПС – теперь в него войдут правила, управляющие поведением[6].

 

 

© А.С. Безмолитвенный, 2009



[1] Именно по причине того, что уровень СС всегда по определению последний; если бы оно было доступно, это означало бы, что существует еще один уровень осознания, с которого и осуществлялась бы фиксация – но тогда уже то, что осознается, не может в силу определения быть Сверхсознательным

[2] Может возникнуть вопрос:

Как можно описать СС, если оно недоступно для прямого феноменологического созерцания? Ответ – в качестве объекта рассмотрения, актуально данного в восприятии – никак. Максимум, чего можно достигнуть на этом пути – общее ощущение потока Я или бесконечного падения в рекурсию, возникающие в процессе Трансцендентальной Медитации, когда объектом созерцания перестает быть содержание сознания. СС – плод концептуализации, рационального конструирования, «диссоциированного» от описания внутренних данностей сознания.

[3] Пример: печатание на клавиатуре со слегка измененной раскладкой. В этом случае приходится возвращаться к осознанию того, какой палец на какую кнопку должен нажать, чтобы получилась нужная буква.

[4] Что же происходит, когда предметом сознательного рассмотрения становится именно процесс индексации? Например, в случае написания подобных статей? В этом случае имеет место индексация второго порядка, таким же способом можно получить индексацию третьего порядка и т.д. Это выстроит иерархию уровней, но в каждый конкретный момент осознания необходимы и актуально присутствуют только 2 уровня – уровень оперирования и позиционирующей это оперирование индексации. Сознания и Сверхсознания соответственно. Таким образом, по уже рассмотренным причинам схватить сам процесс (функцию)«позиционирующей индексации» невозможно – можно лишь объективировать его проявления.

[5] Важное следствие: подпороговые раздражители, не попадающие в фокус сознания, могут оказывать в дальнейшем влияние на мысли и поведение только в том случае, если воздействуют на сверхсознательном уровне – влияют на позиционирующую индексацию.

[6] Занудный пример с обучением жонглированию 3 шариками для пояснения соотношения ПС-С-СС:

  1. Обучение подбрасывания шарика 1 рукой. ПС – акты, связанные с работой и координацией мышц руки и глаз, делающие это действие возможным. С – концентрация внимания на подбрасывании и поимке шарика. СС – правила, задающие представление о том, зачем это нужно и корректирующие текущие действия для соответствия цели (ощущения и представления относительно того, как и до какой степени нужно отрабатывать этот навык, чтобы перейти к следующему).
  2. Обучение подбрасывания 2 шариков 1 рукой. ПС – акты, связанные с подбрасыванием 1 шарика. С – концентрация внимания на синхронизации и ритме подбрасывания (чтобы шарики не столкнулись). СС – правила, задающие представление о том, зачем это нужно и корректирующие текущие действия для соответствия цели.
  3. Обучение подбрасывания 3 шариков 2 руками. ПС – акты, связанные с подбрасыванием и поимкой 2 шариков 1 рукой. С – концентрация внимания на синхронизации подбрасываний (чтобы шарики не столкнулись) и поимок шариков 2 руками, задание ритма, позволяющего повторять эти движения снова и снова. СС – правила, задающие представление о том, зачем это нужно и корректирующие текущие действия для соответствия цели (ощущения и представления относительно того, как и до какой степени необходимо отрабатывать этот навык, чтобы он устойчиво воспроизводился в автономном режиме – без участия С).

 

 

You have no rights to post comments