Приходя на тренинг по эриксоновскому гипнозу, люди редко озвучивают это прямо, но почти всегда в заинтересованном взгляде читается вопрос: «что со мной могут сделать в трансе – и чего не могут?»

Вопрос этот касается границ допустимого в рамках гипнотической сессии, и он абсолютно оправдан – не надо стесняться его задавать. При переформулировке получается примерно следующее: существует ли этика у гипнотерапевта? И если да – то какая именно?

В данной статье я буду говорить только об эриксоновском гипнозе, проводимом в нашем центре. Этика при наведении транса, безусловно, есть. И определяется она рамками подхода Милтона Эриксона. Если говорить предельно обобщенно и тезисно: «с вами не могут сделать ничего, на что вы не согласны».

В эриксоновском гипнозе изначально процесс наведения транса рассматривается не как противостояние воль клиента и индуктора, а как процесс сотрудничества – и это не пустые слова. За ними стоит этика, основанная на особом понимании гипноза как явления. Предполагается, что клиент в любом случае входит в транс сам. Индуктор лишь помогает ему в этом и осуществляет необходимую первичную навигацию в гипнотическом состоянии. Если, например, клиент в транс входить категорически не хочет – никто в рамках эриксоновского гипноза не будет его к этому принуждать. Поэтому достаточно большое внимание уделяется подробному объяснению того, зачем в транс вообще имеет смысл входить – и что именно там делать.

Общепризнано, что с помощью гипноза невозможно заставить человека сделать что-то серьёзно противоправное или аморальное – выходящее за рамки убеждений и ценностей – если только он сам не склонен к такого рода поведению. Тем не менее, при неаккуратном или неграмотном исполнении методы гипноза могут приводить к странным и слабопрогнозируемым эффектам. Зона риска в данном случае — клиенты, которые имеют скрытые или недиагностированные психические расстройства или являются «пограничниками», обладая повышенной индивидуальной восприимчивостью к определенным воздействиям. Поэтому практика гипноза требует от индуктора экологичности, внимательного и бережного отношения к клиентам, постоянной осторожности и понимания основ психопатологии.

Экологичность, экологичность и еще раз экологичность, «внешняя и внутренняя» – вот заповедь эриксоновского гипноза.

Под внешней экологичностью в данном случае понимается этичность и корректность в том, как предпринимаемые действия выглядят и воспринимаются «со стороны».

А под внутренней – реализация только таких действий, которые будут оказывать мягкое, не выходящее за добровольно принятые им пределы, воздействие на субъективный мир и бессознательное клиента.

Однако этические постулаты, регламентирующие действия гипнотерапевта, этим не ограничиваются. Есть еще один достаточно значимый и щепетильный момент.

Трансовое состояние и процесс погружения в него в подходе Милтона Эриксона рассматриваются как довольно интимный опыт, получая который, человек пребывает в особо чувствительном, тонком и восприимчивом состоянии. Поэтому клиент имеет полное право рассчитывать на уважительное, бережное и внимательное отношение к себе, не задевающее репутацию.

Наверняка вы наблюдали ролики на Youtube, в которых люди, находясь под воздействием эстрадного (неэриксоновского) гипноза, вытворяют на сцене невесть что: прыгают, катаются, кудахчут как курицы, совершают сомнительного характера действия со стульями и т.д.

В рамках эриксоновского гипноза, разумеется, такого нет: все техники применяются с уважением к личности и ценностям клиента, со стремлением сохранить в неприкосновенности его репутацию, помочь ему обрести больший контроль над собой и своими бессознательными процессами, а главное — помочь клиенту найти собственные внутренние ресурсы и научиться их применять.

 

И это принципиальный момент, задающий условия для сотрудничества индуктора и клиента.