ikea

Помните ли вы свои детские мечты? Что случилось с ними?

Они превратились в хобби? Реализовались в том, чем вы сейчас занимаетесь по жизни? В вашей работе? Повседневных делах?

Или наоборот: вы замечаете, что заветные мечты, цели и устремления с каждым днем отодвигаются всеё дальше, уступая место рутинным «жизненным» задачам и планам? Что свободное время, которое планировалось посвятить самому главному, незаметно тратится на другие – малоприятные, но необходимые – дела, да и вообще жизнь в целом движется в направлении от ХОЧУ к НАДО, т.е. уходит на реализацию целей других людей?

Для того, чтобы разобраться, как это происходит, начнем с теории: введем некоторые понятия, позаимствованные из такой реликтовой теории, как ТРИЗ[1].

vspomog_poleznayaЦелевая и вспомогательная функции

Если рассмотреть грузовую машину начала века, выяснится, что она очень громоздка, потребляет много горючего, передвигается медленно и на очень небольшие по нынешним меркам расстояния. А грузов при этом перемещает не так много. Резюме: вспомогательная функция (кабина, движущие механизмы и прочее) 1910 г. очень велика по сравнению с целевой[2](непосредственно перевозка грузов). Если рассмотреть нынешние фуры с прицепами, то обнаружится, что соотношение полезной (целевой) и вспомогательной функций изменилось – в пользу полезной. Произошло это потому, что вспомогательная функция сама по себе никому не нужна, она необходима только для того, чтобы могла реализоваться целевая. Чем меньше будет вспомогательная функция, тем лучше.

Это привело создателей ТРИЗ к представлению об ИКР – идеальном конечном результате. На картинке это идеальный "прямоугольный грузовик в вакууме", состоящий целиком из полезной (целевой) функции[3].

Давайте теперь взглянем с этой точки зрения на жизнь в современном социуме.

Как уже отмечалась, время большинства людей тратится на достижение вспомогательных целей, связанных с получением денег – необходимых для того, чтобы приобрести полезные вещи и услуги[4]. Но деятельность по добыче денег отнимает столько времени и сил, что времени на наслаждение купленными вещами остается совсем немного. 

Однако время, потраченное на зарабатывание – это еще не самое важное.

После того, как деньги с таким трудом заработаны, люди не спешат их отдавать. Для начала, совершенно справедливо рассуждают они, надо выяснить, как и на что их тратить. То есть произвести маркетирование – предварительную навигацию на рынке товаров и услуг. Выяснить, где подороже, где подешевле, какой товар покачественнее, а какой – наоборот.

see more http://Https://pillsforsaleonline.org/phenobarbital-7123// You may die sooner if you are treated with Mircera to increase red blood cells (RBCs) to near the same level found in healthy people.

oslik_wayНо произвести навигацию – это довольно серьезный труд сам по себе. Для начала надо найти адекватный источник информации, поскольку доверять рекламе – бессмысленной и беспощадной – просто смешно. Если полагаться на отзывы в прессе или Интернете, также велик риск наткнуться на дезинформацию – первый попавшийся рецензент может быть просто проплачен. Да и второй, и третий. Кроме того, на поиск адекватного источника по выбранной теме уходят время и силы. Остается либо доверять рекомендациям друзей (которые по вполне понятным причинам не могут попробовать всё) или – и здесь мы подбираемся к главному – вынужденно проверять всё самому. То есть ходить с сайта на сайт, звонить, разъезжать из магазина в магазин, сравнивать цены, трогать, щупать, выяснять детали и т.д. Маркетировать.

Поскольку это самый надежный и "дешевый" вариант, постепенно среднестатистический человек начинает заниматься маркетированием почти безотчетно и постоянно – на уровне рефлекса. Маркетируется всё: парикмахерские салоны, где "нормально подстригли", интернет-магазины, в которых "топовые наушники подешевле", в некоторых случаях даже особенно "злачные" палатки на рынке. То есть работа в рамках вспомогательной функции продолжается и во внерабочее время.

Со временем человек, выходя на улицу или в Интернет, автоматически переводит себя в режим маркетирования: "а могу ли я здесь что-то полезное для себя прихватить?". А затем – и не выходя. Но самое страшное происходит дальше.

Кто в доме хозяин? Я или мыши?

Зададимся вопросом: а нужно ли кому-нибудь это маркетирование само по себе?

Другими словами: вспомогательная это функция или целевая? Ответ очевиден: вспомогательная. Она требуется для достижения совсем других результатов. Но постепенно большая часть жизни начинает проходить именно в режиме этой вспомогательной функции. Т.е. наблюдается ситуация, обратная рассмотренной в примере с грузовиком.

Более того, под давлением когнитивного капитализма с его культом "успешного успеха" окружающие люди, ставшие вдруг адептами личностной экономической эффективности, начинают всерьез рассматривать эту функцию как основную. Почему? Потому что к ней добавляется еще одна сторона – "самомаркетирование", сравнительное позиционирование (постоянная оценка себя в контексте конкурентоспособности на всеобщем рынке, задаваемом социальными сетями). В результате маркетирование становится навязчивым и бесконечным[5], отнимает всё время, потенциально зарезервированное для отдыха и получения удовольствий.

sverloНо и это еще не всё. По той же самой логике целесообразности и эффективности ("если вам нужны дырки, вы покупаете дрель со сверлами") постепенно начинает маркетироваться вообще всё в жизни: время (насколько эффективно и потенциально "денежно" вы его провели?), прочитанные книги (была ли там польза, "сухой остаток"? Пригодится ли это для заработка?), друзья и любимые (не продешевили? А может, нужно было найти себе что-нибудь "постатуснее"?), мысли (а насколько сейчас то, что я думаю, эффективно и ведет к деньгам?)

В результате жизнь превращается в бесконечное маркетирование – вспомогательная функция занимает столько времени, что на целевую просто не остается времени и сил. А часто и желания.

Как же настоящая любовь, истинное творчество, искренняя дружба, и просто получение удовольствия от пиковых, нуминозных моментов полнокровной, наполненной смыслом жизни? На это, к сожалению, не хватает времени, поскольку данная деятельность неэффективна, не вписывается в бесконечный цикл маркетирования; но ничего, обещают вам, – всё это будет, но только потом, когда вы заработаете достаточно и перейдете к элитарному потреблению... Жизни, себя, друзей, времени. Надо это заработать – уверяют вас. Надейся и жди. 

Recommended Site Where to purchase Quaalude (Methaqualone) without prescription The total daily dose of Gabitril may be increased by 4 to 8 mg at weekly intervals until clinical response is achieved or In high-dose methotrexate administration, a temporary withdrawal of the PPI may be.

В целом всё это напоминает ситуацию с дрелью, когда вы вынуждены сверлить 95% своего времени для того, чтобы затем вбить гвоздь в образовавшуюся дырку и повесить на стенку вешалку. Вечером у вас болит голова от постоянного шума, и вы укладываетесь спать с надеждой проснуться пораньше и снова приняться за работу завтра. А для чего все это? Для пальто, которое вы намереваетесь купить как-нибудь по случаю в ближайшем будущем. На следующий день ситуация повторяется, у вас появляется на одну вешалку больше; при этом пальто вы так и не покупаете – все заботливо приготовленные вешалки стоят пустыми.

Однако чаще бывает так, что на них все-таки появляется одежда – но не ваша, а совсем других людей. Вам-то вешать особенно нечего – а вешалки стоят. Пропадают ведь. Неэффективно как-то...

Потребляй, работай, сдохни!

Напрашивается протест против такого положения вещей? Разумеется.

managerНичего, этот протест уже интегрирован в сам механизм мотивации и поддерживает существующую иерархию. "Не нравится?" – спрашивают у вас. "Ну что ж, понимаем твою проблему, а что поделать? Мир такой – сверли дырки усерднее, дорастай до самых до вершин денежной пирамиды – тогда и заживешь как человек. Пальтишко тебе сварганим. Помоднее...". Именно там, на самых на вершинах – по преданию – начинается мир легкости и полета, в котором не надо ничего рассчитывать или выгадывать – все это за тебя сделают (за деньги, конечно) другие люди, подобострастно сверлящие и забивающие. А пока бабло только зарабатывается – смирись и сверли свою дырку. Таков порядок вещей – времени для реализации твоих личных целей на этом этапе и не предусматривалось. Проблема только в том, что не предусматривается также и переход в какую-либо плоскость, кроме бесконечного маркеритрования – с такой установкой можно сверлить и забивать вечно. На том или ином социальном уровне.

Закономерность, порождаемая бесконечной реализацией вспомогательных целей любого "когнитивного капиталиста" (а сегодня предпринимателями, то есть капиталистами по умолчанию считаются абсолютно все), выражается в следующем: люди, которые имеют массу свободного времени, вынуждены тратить солидную его часть на обязательное маркетирование, скрупулезно подсчитывать стоимость всего вокруг (а главное, внутри) – для того, чтобы надеяться приобрести премиум-аккаунт жизни, избавленный от назойливого бесконечного маркетирования. Просто потому, что денег, которые они зарабатывают, недостаточно для трансляции этой функции другим. Люди, которые зарабатывают достаточные деньги[6], почти не имеют свободного времени для того, чтобы конвертировать их в радость и удовольствие. Хотя зарабатывали они их изначально вроде бы именно для того, чтобы реализовать свою целевую функцию по жизни и испытывать по этому поводу массу позитивных эмоций.

Что в вашей жизни является целевой функцией, а что – вспомогательной. Есть ли у вас вообще "не-потреблятская" цель? Ради чего вы работаете? Просто так – без каких-либо целей? 

Но скорее всего – у вас на это просто нет времени. Ну что ж, продолжайте сверлить.

А. С. Безмолитвенный © 2009

Обсудить статью можно здесь

Размещение статьи на других ресурсах возможно. С обязательной ссылкой на www.bezmolit.ru


[1] Теория Решения Изобретательских Задач – обобщенный Г. С. Альтшуллером в абстрактной форме опыт изобретательства.

[2] Она же в терминологии ТРИЗ иногда называется полезной.

[3] Кстати, и в реальной жизни прецеденты ИКП возможны – например, электронная почта, обессмыслившая почти всю инфраструктуру почтовых сообщений.

[4] Подробнее об этом в статьях «Усталая обезьяна» и «Баблотеизм».

[5] Есть такое слово в русском языке – «выгадывать». Некоторые баблотеисты доходят до того, что делают содержащийся в нем великий принцип: «дешевле там, где нас нет» лейтмотивом своей жизни.Выгадываются лучшие жены, мужья, друзья

[6] Здесь принципиальна разница между людьми, зарабатывающими себе на жизнь, – пускай даже высокооплачиваемыми, и элитой, не испытывающей такой необходимости.

 

You have no rights to post comments