Расти!Часто приходится сталкиваться с ситуацией, в которой необходимо популярно объяснить, что такое личностный рост – и в чем отличие тренингов по личностному росту от навыковых тренингов.

Тем более этот вопрос актуален у нас в России, где личностным ростом подчас называют все, что угодно.
Давайте разберемся с этим и расставим все точки над «Ё».
Для начала имеет смысл определиться с тем, что же такое личностный рост.
Обычно в подобных случаях принято говорить, что тренинги по личностному росту – это трансформационные тренинги. Да, это так. Но личностный рост – это далеко не любая трансформация.
Ведь любой новый навык, который обретается человеком (например, навык уверенных публичных выступлений), формально уже ведет к увеличению числа его возможностей и – как следствие – к расширению карты мира. Значит, к некоторой трансформации.
Для того чтобы быть корректными, давайте определимся с тем, что личностный рост – это не просто трансформация.  
Это трансформация той самой инстанции, которая трансформирует. Себя.
 
Быть и Иметь
 
Чтобы осмыслить это определение, необходимо ввести оппозицию между «быть» и «иметь». Для наглядности воспользуемся примером из робототехники.
Представим робота, который собирает на конвейере других роботов. С помощью подручных материалов.
И вот приходит день, когда сенсоры сообщают о том, что некоторые части его тела изнашиваются и нуждаются в экстренной замене.
Повинуясь содержащейся в его программе инструкции, робот последовательно заменяет все износившиеся части на новые – и снова возвращается к своей работе.
Вполне возможно, что он даже выберет из груды зап. частей другие механические «органы», более подходящие для того типа деятельности, которую он теперь осуществляет. Это грубая аналогия того, что происходит в навыковых тренингах. Обратите внимание на то, что необходима «центральная» программа, координирующая все его действия в этом случае.
Можно сказать, что всевозможные новые насадки и механические органы для робота, это то, что он «имеет», но не то, чем он «является».
Но вот наступает момент, когда обстоятельства, в которых робот осуществляет свою деятельность, изменяются настолько, что продолжать дальше справляться со своими непосредственными обязанностями становится для него невозможно. Например, конвейер останавливается или заканчиваются определенные зап. части – а в его программе эти случаи не учтены и не прописаны.
Что делать ему при таком развитии событий?
Если он сам (или пользуясь помощью другого робота) сумеет изменить базовую координационную программу на новую, более функциональную – это и будет аналогией личностного роста.
Однако такой поворот дела ставит перед ним новые проблемы: если на время модификации и замены основная программа не определяет, в каком именно направлении она меняется дальше, то как нашему роботу не попасть впросак, обретя в итоге трансформации совершенно неприспособленную к жизни и окружающей его ситуации программу действий?
Варианта, по большому счету, три:
Либо он пользуется помощью другого робота, в программе которого и прописаны все необходимые изменения
Либо в его собственной программе есть рекурсивные строки, которые позволяют последовательно – шаг за шагом – менять саму себя по заранее сформированному в ее же собственных недрах плану
Либо он просто меняет свою программу «куда-то» в случайном (или приблизительно выбранном) направлении, «надеясь», что все само срастется.
Как видите, здесь уже речь идет о самом способе «быть».
 
Если, наконец, вернуться от роботов к людям, то «быть» как раз соотносится с тем, как человек воспринимает, интерпретирует окружающий мир. Какая «программа» задает его паттерны восприятия, целеполагания и действия. Его жизненный мир. «Иметь» же предполагает атрибуты, которыми обрастает эта «программа». Конкретные вещи и события в этом жизненном мире. Изменение «быть» ведет к радикальной перестройке всего жизненного мира.
Изменение «иметь» –  всего лишь к появлению или исчезновению конкретных предметов в его рамках.
Например, ответ на вопрос о том, иметь или не иметь татуировку или пирсинг, зависит от того, исходя из каких критериев оценки человек решает его. Например, исходя из благосклонной оценки окружающих («вау, круто!») или неблагосклонной (в частности, того, что его перестанут пускать в японские бани).
Вперед!А эти критерии – их содержание и значимость – в конечном итоге проистекают из того, кем он является. Потому что именно с помощью задания ориентиров и векторов, размечающих изначально нейтральное поле событий (так, что появляются оценки «это хорошо, а это – плохо») человек выстраивает программу собственного восприятия реальности. Иначе говоря, эти ценности целиком обусловлены его способом взаимодействия с миром, его способом «быть».
Тренинги личностного роста эффективны именно потому, что имеют дело с корнем большинства проблем человека – с его способом быть. Помогают трансформировать, менять именно его. Эта модификация «ядра» вызывает лавинообразную перестройку конкретных паттернов, действий и – как результат – достижений по жизни.
 
По шагам
 
Итак, если исключить вариант «всезнающего гуру», который одним мановением руки перестроит вас и решит любую жизненную проблему, и «дурного» варианта судорожных метаний с непонятным результатом, осознанный личностный рост предполагает 3 стадии:

1.Творчество – разработка «лучшего образа себя», включающего новые алгоритмы восприятия и задания ценностных критериев.

2.Систематизация – анализ и выстраивание их в такую схему, которая могла бы быть потенциально реализуемой в реальной жизни и управляемой сознательно (в данном контексте уместно вспомнить «число Миллера», отражающее «объем» сознания – один из самых важных параметров при обсуждении вопроса реалистичности благих начинаний). Для того чтобы обойти ограничения на объем сознания, используется иерархическая модель уровней, каждый нижележащий из которых автоматизируется под управлением вышестоящего.

3.Автоматизация – закрепление и доведение до автоматизма (путем повторения и отработки) этих новых алгоритмов поведения по продуманной на втором этапе схеме – с тем, чтобы освободить сознание для новых «свершений».

Важно отметить, что люди достаточно сильно различаются по умению трансформировать себя.  Товарищам, которые живут по указаниям других, систематически получая директивы, нужна только последняя стадия: за них уже все открыли и систематизировали. Поэтому так популярны «навыковые» тренинги в среде подобных личностей.
Людям, которые стремятся жить своим умом и воплощать свои проекты, необычайно важна стадия систематизации, «доведения до ума», практическая доработка, а в некоторых случаях – если они всерьез задумываются над тем, чтобы привнести в жизнь больше, чем в ней есть на текущий момент – стадия творчества.
И еще – в личностном росте очень важно выдерживать баланс между системностью и творчеством. Излишняя систематичность вырождается в ригидность установок и, как результат, хроническую демотивацию. Когда один серый и безрадостный день сменяет другой, бесконечно на него похожий. С другой стороны, бесконтрольное творчество в сфере самоизменения, не подкрепленное четкой структурой воплощения в реальность, приводит к «растеканию мыслью по древу», фантазерству и оторванности от реальности.
Путь личностного роста лежит на острие бритвы постоянного самоосознания между двумя этими крайностями. Успехов вам на этом пути.
 
А. С. Безмолитвенный © 2011

 

You have no rights to post comments