Сразу оговорюсь: данная статья отражает только мои личные взгляды на медитацию – и именно поэтому, как мне кажется, только и может представлять для кого-то некоторую ценность.

Главная цель, которая стояла при написании – пройтись по типичным заблуждениям, искажениям и бездумным «копипастам» относительно медитации и отделить то, что действительно имеет смысл, от невероятно разросшейся мусорной кучи «шизотерики», паразитирующей на этой теме.

Чего только не приходилось наблюдать за годы в тренерском бизнесе: начиная от «медитации на божественное безумие», продолжая «мудрами для дур» и заканчивая визуализацией православных идамов. Все примеры взяты из реальных рекламных объявлений в социальных сетях, обещающих «раскрытие чакр», «сжигание негативной кармы» и скоропостижное просветление доверчивым пользователям. С одной стороны – нам смешно, а с другой – из-за такого мощного и ничем не сдерживаемого потока «лапши» у пресловутого «доверчивого пользователя» может сложиться представление о том, что никакого реального содержания за явлением под названием «медитация» вообще нет и быть не может. А это не так.

Медитация, правильно понятая и разумно применяемая, действительно многое может дать адекватному современному обитателю мегаполиса. Нужны только человекопонятные объяснения и правильный концептуальный контекст.

Значит, попробуем заполнить этот пробел, разбираясь со стереотипами и параллельно вводя более корректное понимание:

 

Предрассудок 1: Медитация – это все, что угодно.

Что только не понимается под медитацией сегодня: начиная от классического «просто сиди и отпускай мысли» – и заканчивая так называемой «динамической медитацией», в ходе которой необходимо совершать ритуализированные физические движения. Например, громко выдыхать «ху»! и сильно бить пятками в пол. Опять же, я не шучу. Такие штуки вы действительно легко можете обнаружить сейчас на рынке духовности.

«Медитацией» частенько называют и визуализации, и направленные размышления, и даже просто распитие чая по определенному ритуалу. Конечно, большая часть перечисленного не имеет к медитации никакого отношения.

Ну хорошо, а что же тогда имеет? Давайте в этом разбираться.

Во-первых, стоит начать с того, что само слово «медитация», как ни странно, вполне западного происхождения – и означает «направленное размышление». Оно фигурирует еще у Декарта, да и у других классиков европейской мысли постоянно встречается (достаточно вспомнить «Cartesian meditations» Гуссерля). Скажем, что  «направленное размышление» – это медитация в «первом» смысле.

Наряду с этим существует «традиционно-восточное» понимание термина «медитация» – особое состояние (а в действительности, как мы увидим, целая «гроздь состояний»), предполагающее самоуглубление и наблюдение за структурами и паттернами ума.

И наконец, наиболее часто сегодня можно встретить третье, «new age-понимание» медитации, которое появилось в результате искренне-неправильных переводов с тибетского, китайского, пали и санскрита, а также из-за невероятной алчности персонажей, промышляющих подобными искажениями смысла вполне сознательно.

В этой статье я предлагаю сконцентрироваться на втором – «традиционно-восточном» – понимании, дополняя его время от времени первым и просто выбросив на помойку истории третье.

 

Предрассудок 2: Медитация – это «запредельно-инопланетная сферическая деятельность в вакууме», понять которую жалким человеческим умом принципиально невозможно.

К счастью, это не так. Медитацию можно и нужно начинать практиковать именно посредством ума. Нормального человеческого ума, с помощью которого вы сейчас осознаете прочитываемое. Другое дело, что для этого необходимы адекватные инструкции. А вот с этим на "рынке духовности", как правило, напряженка.

Как выглядит «нормальная» последовательность вхождения в медитацию?

Сначала – углубленное ознакомление с теорией (например, в буддизме в качестве базового концептуального источника фигурирует обширный свод текстов «Абхидхарма»), задающей контекст для дальнейшего понимания. Получение инструкций от учителя по поводу того, как и что именно делать (или не делать) со своим умом – с критериями, которые являются признаками достижения. И только затем – собственно практика на основе первого и второго пунктов с постоянной обратной связью и корректировкой от учителя.

Как видим, эта схема достаточно сильно отличается от «просто сидим и наблюдаем за дыханием, ничего не ожидая» – подхода, который повсеместно применяется в современных new age-подделках.

 

Предрассудок 3: Количество практикуемых видов медитации астрономически велико и не поддается подсчету. У каждого своя медитация.

Этот предрассудок имеет под собой некоторые основания: действительно, если подходить к делу придирчиво – поскольку нет двух полностью идентичных друг другу сознаний, нет и двух идентичных практик. Однако все-таки можно выделить несколько типов – или видов – медитативных практик, которые, подобно стволам, несут на себе бесчисленное множество мелких веточек, на одной из которых можно обнаружить конкретный метод.

Итак, вот эти стволы:

Фокусирующая медитация – концентрация сознания на некотором объекте (или не-объекте).

Аналитическая медитация – самонаблюдение, дополненное анализом, целью которого является выявление текущего положения вещей в структуре ума.

Генеративная медитация – практика создания новых или изменения старых структур (эмоций, паттернов, установок, стратегий реагирования, визуальных, аудиальных и кинестетических образов и т. д.).

Например: 

Шаматха – медитация, направленная на развитие навыка сосредоточения (самадхи), явно относится к категории "фокусирующей".

Випашьяна – медитативная практика, направленная на обнаружение и изменение ментальных и эмоциональных паттернов параллельно их протеканию (при ходьбе, мышлении, разговоре и т. д.), имеет в себе черты "аналитической" (в большей степени) и, в некоторых случаях, "генеративной" (в меньшей степени).

 

Предрассудок 4: О медитации принципиально нельзя сказать ничего определенного. Это неописуемо.

Конечно же, любой испытанный экзистенциальный опыт передать словами полностью невозможно – даже если вы всего лишь попробовали новый сорт мороженого. Однако, если придерживаться такой точки зрения до конца, вы не можете описать другому человеку даже то, как именно вы поднимаете руку, радуетесь победе или видите зеленый цвет. Так что в данном аспекте медитация мало чем отличается от любого другого опыта – она так же трудно (или легко) описуема. Конечно, предметы медитации нельзя потрогать руками и показать на них пальцем. Это несколько осложняет дело. С другой стороны, математические функции, падежи и логические структуры тоже нельзя потрогать – однако западная цивилизация прекрасно справилась с их экспликацией и выражением. И никто не пытается утверждать, что теорема Ферма – это нечто невыразимое. Конечно, для достижения точности передачи мысли язык описания должен быть достаточно разработан. Относительно сферы ума, к сожалению, обычно терминологический аппарат разработан достаточно слабо. Но это не приговор, а приглашение к достраиванию недостающего. Достаточно вспомнить о том, что в санскрите, например, свыше 120 терминов, обозначающих разные (достаточно точно определенные) состояния сознания. И это не означает, что нельзя выразить всего этого по-русски. Можно. Более того, это происходит в определенных сообществах. Точность и человекопонятность (понятность именно этому, находящемуся перед тобой, человеку) описания необычайно важны при инструктировании перед началом медитации. И именно в этих точках чаще всего происходит сбой. Поэтому так важно оттачивать инструкции, доводя их до совершенства. Поэтому так важно убеждаться в понимании перед началом медитации, задавая вопросы. Например, согласно махаянской традиции школы Гелуг, правильная медитация шаматхи имеет три критерия: концентрация, ясность и расслабленность. Как видите, все вполне описуемо, более того, можно продолжить дальнейшую детализацию:

Концентрация является основным параметром, который отслеживается в этой медитации. Под концентрацией понимается мощность, охват и устойчивость внимания. Противоположностью концентрации является рассеянность, которая проявляется в трех аспектах: бесконтрольное отвлечение внимания, его суженность и отсутствие силы сосредоточения. Вы уже видите, что за каждым из этих терминов скрывается целый мир, который следует прояснять в ходе беседы учителя и ученика и согласовать со своей внутренней реальностью – в рамках данной статьи я этого делать, разумеется, не буду. Просто намечу тему.

Под ясностью понимается способность четко воспринимать объект концентрации. Противоположностью ясности является сонливость и «мутность», например, как при похмелье.

Расслабленность может быть физиологической, эмоциональной и ментальной. В ходе медитации, безусловно, следует стремиться к сочетанию всех трех уровней. Основное, на что следует обращать внимание – отсутствие напряжений. Большинство людей не может совершить ни одного действия, не напрягаясь. Действие через напряжение закладывается, как правило, культурой. В раннем детстве. Отслеживание критерия расслабленности в медитации позволяет преодолеть эту неприятную аберрацию и научиться мыслить, ощущать и действовать без напряжения, не теряя силы и тонус внимания. Сверхзадача, которая должна служить ориентиром, заключается в том, чтобы быть в состоянии спокойно находиться в шаматхе (означающей высокую концентрацию) как минимум 4 часа подряд, не чувствуя усталости, напряжения или желания отвлечься на что-либо другое.

Итак, описать происходящее в медитации можно с той же степенью детализации, что и при просмотре фильма. Главное – располагать для этого соответствующим языком.

 

Предрассудок 5: Медитация никогда и ничего не меняет во внутреннем мире. Она основана только на наблюдении. Look, but dont touch.

В действительности ничего не меняет во внутреннем мире только неудавшаяся медитация. Удачная медитация всегда предполагает изменение – ведь для ее правильной реализации необходимо весьма специфическим образом организовать структуры своего ума. Вдумайтесь в это – данный момент важен. Например, при шаматхе сам факт концентрации внимания изменяет все поле сознания таким образом, что в нем происходят изменения, без которых достичь нужной степени концентрации невозможно. Нужен весьма специфический навык «подруливания бэкграундом» сознания (который как раз и нарабатывается в процессе длительных практик) для того, чтобы добиться желаемых результатов. Это несколько напоминает игры – наподобие кубика-рубика – в которых изменение одного элемента влечет за собой перестройку всей системы. И мастерство игрока состоит в том, чтобы, не совершая лишних действий, перестроить некоторые паттерны осознавания так, чтобы фидбэк целостной структуры психики не сбросил, не нивелировал запланированное изменение.

 

Предрассудок 6: Медитация никак не помогает на практике и нужна только для достижения никому не ведомых внутренних целей. Точно не жизненных.

Полагаю, из уже приведенных примеров достаточно очевидно, что медитация, будучи результативной, может очень сильно помочь развить способности: улучшить концентрацию внимания, изменить давно надоевшие и постоянно мешающие «импринтные» эмоциональные стратегии реагирования, развить навык «безусильного» управления телом, эмоциями и мыслями. Видимо, именно поэтому в последнее время набирает силу практики контемплативных (созерцательных) практик в крупных компаниях, которые можно считать прикладными, слегка редуцированными, формами медитации.

Итак, если обобщить, то медитация может пригодиться на практике как минимум для:

      1. Психорегуляции – чтобы усилить рычаги контроля за собственным ментальным и эмоциональным состояниями.

      2. Лучшего понимания того, как работает психика – чтобы начать лучше разбираться в себе.

      3. Сознательных изменений – чтобы наконец начать думать и чувствовать именно то, что вы всегда хотели, – именно таким способом, который вам подходит.

Надеюсь, эта небольшая статья помогла развеять ряд популярных иллюзий относительно медитации и утвердиться в своем понимании.

 

А. Безмолитвенный © 2017

 

You have no rights to post comments