Мне часто задают вопросы, направленные на суть и практическую применимость: в чём суть эриксоновского гипноза, в отличие, например, от директивного или цыганского? И самое главное — как он работает?

Если вы почитаете популярные материалы на эту тему, как правило, вы обнаружите, что ответы даются там намеренно уклончиво: мол, отличается эриксоновский гипноз недирективностью, а работает — через бессознательное. Клиент при этом не зомби, а друг и помощник терапевта.

Всё верно: да, он недирективный; да, гипнотерапевт — сотрудник клиента в совместном деле работы над его проблемой, а не Чёрный Властелин, дёргающий марионетку за ниточки. Но, думается, не это главное.

Ведь, с другой стороны, тот же Милтон Эриксон время от времени применял к своим клиентам и вполне директивные методы внушения. Если видел, что это им поможет. А иногда предпочитал общение с некоторыми из них на уровне сознания, обходясь вообще без транса.

Как разрешить это противоречие?

Мой опыт трансовых наведений и тренингов по эриксоновскому гипнозу показывает, что основное отличие подхода Милтона Эриксона коренится в концептуальной плоскости: в особом понимании того, что такое транс и внушение.

В отличие от директивного, эриксоновский гипноз — это процесс передачи тонкого знания как внутренне действовать. И уже для обеспечения необходимой тонкости передачи, невозможной в обычном языке, и нужны все эти недирективные методы.

Как правило, с помощью речи мы передаём "знание что". Например, знание того, что для выхода из конфликта и примирения с противоположной его стороной нужно снизить градус собственной эмоциональности, остыть, затем поразмыслить, поставить себя на место другого, понять его цели и мотивы, создать нужный эмоциональный контекст для разговора — и обсудить вопрос "начистоту".

Однако, дьявол, как известно, в деталях, и даже самое правильное "что" губит непонимание того — "как". "Как это конкретно сделать?" — вот самый частый вопрос, возникающий на консультации.

Можно ли с помощью обыденного языка передать тонкое знание того, как именно успокаиваться? Какие эмоциональные и ментальные внутренние микроусилия прилагать, чтобы желанная перемена чувств и умонастроений всё-таки произошла?

Вот здесь-то на сцену и выходит эриксоновский гипноз и внушение, понимаемое, как трансляция тонких ощущений, стратегий действия, эмоций и образов.

И, конечно же, он должен быть адаптирован к клиенту и его психологической структуре и нести в себе реальное понимание последовательности внутренних действий, необходимых для разрешения вопроса.

Значит, для этого сам гипнотерапевт должен уметь решать подобные проблемы. Т.е. быть достаточно искушённым и опытным человеком, сумевшим успешно преодолеть несколько экзистенциальных кризисов и обретшим соответствующие навыки саморегуляции.

В этом эриксоновский гипнотерапевт удивительно напоминает другую знаковую фигуру — шамана. Который для инициации обязан был пройти через "шаманскую болезнь" — и самостоятельно от неё излечиться.

Итак, эриксоновский гипнотерапевт по определению искушён и "кое-что знает о природе бессознательного". Причём, в отличие от "директивщика", эриксоновский индуктор делится этим знанием с клиентом. Конечно же, не всем сразу, а постепенно, поэтапно, подавая их через узкий канал транса.

Как принято говорить у нас на тренингах: "Индуктор не спешит. Индуктор — понимает…".

Отсюда и ответ на следующий значимый вопрос — как это работает?

Задача хорошего "эриксонщика" — передать не только номинальную информацию о своём понимании структуры проблемы клиента и найденном эффективном способе её решения, но и сам взгляд, "авторскую оптику", с позиции которой это возможно сделать; подход, стратегию, аспект мировоззрения. Возможно ли это сделать через сознание? Ответ, вероятно, удивит вас — да, возможно. Но оооочень долго и неимоверно сложно. Днями, неделями, месяцами и годами теории. И этот способ работает не со всеми — по сути, он подходит только представителям одного психологического типажа, теории обожающего, готового сидеть и вникать, копаться и въедливо понимать, а потом структурировать и собирать это в собственном восприятии. Если хотите испытать на себе эту процедуру, почитайте книги Канта. Или Рассела. В реальной же жизненной практике всё происходит через "фоновое понимание" и "фоновое восприятие" — т.е. через бессознательное. И это гораздо быстрее.

Обратите внимание — сейчас, когда вы читаете эти строки, вокруг присутствуют определённые звуки, поверхность вашей кожи имеет определённую температуру и ткань одежды прикасается к ней в некоторых местах. Однако всё это вряд ли было в фокусе вашего осознания двадцать секунд назад. А теперь — да. Вот вам простая демонстрация того, что такое бессознательное и чем оно отличается от сознания.

Эриксоновский гипноз — это искусство выделения из фонового опыта элементов бессознательного, которые содержат в себе "в дистиллированном виде" внушения, позволяющие привнести нечто новое во внутренний мир человека — не только информацию о конкретных действиях, но целый пласт восприятия и ощущения. Именно поэтому после транса клиенты чувствуют себя отдохнувшими и посвежевшими, обогатившимися чем-то трудноописуемым, но несомненно приятным. Тем, что потом долгое время остаётся как определённый оттенок, примешивающийся ко всем цветам и краскам. Или как приятное послевкусие, пропитывающее собой все события и приключения в этот день. И в следующий. А, может быть, даже и через неделю, год — на всю жизнь.

Однако перед каждым, кто практикует эриксоновский гипноз, рано или поздно встаёт вопрос: как совместить бесконечное многообразие типов психик и возникающих в их недрах проблем с конечным (хотя и очень большим) набором приёмов и технологий гипнотической индукции? Ответом является запись трансовых наведений с позитивными внушениями "под конкретную проблему". Да, их количество должно быть достаточно большим, зато именно такая избирательность позволит подобрать транс, идеально подходящий под нужный запрос.

А.С. Безмолитвенный