Но все-таки жизнь прекрасна, с легкой угрозой сказал отец.

 «Жизнь насекомых» Виктор Пелевин

РаппортИтак, что же такое раппорт?

Если посмотреть определение, приведенное в Википедии, можно выяснить следующее:

Раппорт (фр. rapport, от rapporter возвращать, приносить обратно) термин в психологии, имеющий несколько смежных значений; подразумевает установление специфического контакта, включающего определенную меру доверия или взаимопонимания с человеком или группой людей, а также само состояние такого контакта.

Определение, безусловно, верное, однако при этом скорее затуманивающее суть, чем проясняющее ее.

Отталкиваясь от него, осуществим попытку достичь более полного и детального понимания: раппортом в рамках данной статьи будет считаться ситуация дополнения партнера по взаимодействию до общего представления об успешной коммуникации.

При таком подходе раппорт не является просто «отзеркаливанием», как полагают некоторые, он предполагает полноценную установку на поддержание жизненной «игры» партнера и его представлений о том, как должны развиваться отношения и каким должно быть ваше поведение в рамках коммуникации.

Например, раппорт начальника и подчиненного далек от паритета допустим, что у начальника 80 % раппорта, в то время как у подчиненного 20. Однако это все-таки полноценный раппорт, и подобное возможно только в том случае, если и начальник, и сотрудник разделяют общее представление о  распределении долей влияния.

Что же отражают эти проценты?

Права на установление правил в  отношениях.

Правил, определяющих поведение каждого партнера и общую цель, к которой они продвигаются в коммуникации.

Очевидно, что у начальника больше прав во  взаимодействии. А что, если подчиненный не согласен с таким  распределением и полагает, что у него 50%?

Тогда в их отношениях не будет раппорта, а значит согласия. Возникнет зона «несогласия» и  борьбы за власть, затрагивающая «спорные» 30 %.

Раппорт может быть в том числе и вынужденным. Причем, как показывает практика, достаточно часто. Случается это в тех ситуациях, когда человек не хочет находиться в коммуникации определенного типа но находится.

В нашем примере сотрудник терпеть не может начальника с его притязаниями и властностью но терпит, поскольку нужны деньги.

Из ситуаций вынужденного раппорта есть два выхода:

       1.    сдаться и смириться

       2.    сопротивляться и противодействовать.

Если человек выбрал сопротивление и оно увенчалось успехом новый раппорт склоняется в его сторону.

Если выбрано смирение и решены задачи психологической адаптации жизнь в «старом» раппорте постепенно перестает доставлять неудобства.

Проблема возникает в том случае, если (осознанно или бессознательно) выбрано противодействие, однако оно не увенчалось успехом. Через некоторое время сопротивление становится неявным, скрытым, постоянным: человек вынужден делать одно, постоянно желая другого именно тогда можно сказать, что он живет в вынужденном раппорте.

 

Жизнь

А теперь зададимся вопросом: можно ли расширить рассмотренный спектр ситуаций и говорить о раппорте с жизнью?

Вполне. И тогда вырисовывается следующая неутешительная картина: становится ясно, что большинство людей пребывают именно в вынужденном раппорте. Терпят жизнь. Вместо того, чтобы наслаждаться каждым ее мгновением.

Поскольку жизнь это процесс, а не результат, и состоит из мгновений, проведенных в определенных состояниях, есть предположение, что качество жизни может корректно измеряться именно тем, насколько человек имеет возможность влиять на раппорт.

Что же будет в таком случае раппортом невынужденным? Реализация такого типа отношений с жизнью, который соответствует планам и намерениям человека.

«Такого типа отношений»… Давайте проанализируем то, как конкретно представлены в сознании человека эти «отношения с жизнью»? Для этого надо исследовать микро-механику репрезентации восприятия раппорта.

Варианты могут быть такими:

       1.    Человек хочет иметь больше и постоянно удерживает это в фокусе своего сознания.

       2.    Человек хочет, чтобы к нему по-другому относились и фиксируется на этом.

       3.    Человек хочет ощущать себя иначе и отмечает, что не может этого.

Бросается в глаза отчетливое расхождение образа себя реального и образа себя идеального в каждом из рассмотренных случаев.

Восприятие жизни как проблемной начинается с момента осознания расхождения этих образов. А происходит это в большинстве случаев одновременно с возникновением сознания. Т.е. данная проблема является общезначимой.

Вырисовывается универсальный рецепт проблемного состояния: удерживать на бэкграунде сознания идеальный образ себя, вместе с тем постоянно отдавая себе отчет в том, что он далек от реальности осознавая огромную, непреодолимую разницу между желаемым и действительным.

Gap

Как же можно выйти из этой непростой ситуации? А она действительно непроста и усугубляется тем, что связана с неиллюзорными ежесекундными эмоциональными страданиями.

Шкала тоновБолее того, можно сказать, что никаких других проблем у человека просто нет поскольку все они воспринимаются им через призму этого фундаментального отношения к жизни. Следовательно, научившись выстраивать раппорт с реальностью, можно получить ключ к разрешению всех остальным ситуаций. Знаменитая Шкала Эмоциональных Тонов является иллюстрацией того, как человек коммуницирует с реальностью от полного страданий недовольства своей жизнью на нижних ярусах (реальность кардинально не соответствует ожиданиям) до удовлетворения (приблизительно на уровне консерватизма когда реальность в целом совпадает с ожиданиями) и нарастающего удовольствия (когда реальность превосходит ожидания) на верхних.

Проблема связана с постоянным существованием в «зазоре» между тем, «как должно быть» и тем, «как есть».

Значит, и решается она устранением этого зазора. А это возможно одним из следующих способов: либо отказом от образа себя идеального, либо постоянными действиями по приближению реальности к идеалу, либо внимание устранением самого паттерна этого осознания. Т.е. структуры-контролера, которая позволяет фиксировать факт расхождения.

Поскольку отказ от идеального образа себя означает «тотальную сдачу», отказ от претензий на какие-либо завоевания и достижения в жизни, а постоянные действия по реализации идеала довольно сложны и требуют усилий, к сожалению, в большинстве случаев реализуется 3 вариант устранение самого факта осознавания проблемы, что субъективно воспринимается как вытеснение проблемы из рассмотрения. К чему это ведет? К понижению уровня осознанности. Причем, усугубляющемуся с течением времени. Как это происходит в деталях? Давайте рассмотрим на конкретном жизненном примере.

Тень

ГлазаПомните воспетую в учебниках по психологии базовую сцену, отмечающую появление самосознания? Ребенок закрывает глаза руками и мир пропадает. Открывает и все предметы появляются вновь. Ребенок радуется и смеется не потому, что наивно полагает, будто мир исчезает по-настоящему. В этой ситуации есть второй пласт значительно более глубокий, приносящий большую часть позитивных эмоций, при этом, разумеется, носящий бессознательный характер, не осознаваемый в детстве отчетливо: ребенок радуется самой произвольности, подконтрольности появления и исчезновения чего-либо из сознания. Возможности создавать и устранять по пожеланию даже такую фундаментальную вещь, как зрительное восприятие.

Эта сцена обратна другой базовой ситуации, характеризующей константность восприятия мама загораживает предметы простыней, потом опускает ее и предметы вновь воспроизводятся в поле зрения, оставаясь на своих местах.

Так ребенок узнает, что восприятие мира вокруг это отчасти его собственная деятельность. Связанная с ним как субъектом, пускай даже и реализуемая бессознательно, в качестве фонового процесса, каждую секунду.

Зазор между первой и второй ситуацией заставляет задаться вопросом: есть ли в психике такие структуры, которые когда-то были порождены сознанием, но затем автоматизировались и существуют только до тех пор, пока бессознательное продолжает их выстраивать?  

Да. И одна из самых важных это как раз-таки инстанция контроля за соответствием Идеального Я Реальному. Более того, именно эта инстанция и закрывает разрыв между желаемым и действительным, позволяя более точно выстраивать схему действий по достижению Идеального состояния. Другое  дело насколько качественно закрывает. От точности работы этой структуры осознавания зависит сама возможность реального (а не иллюзорного) улучшения качества жизни.

Если человек выбирает путь «закрытия внутренних глаз», устранения самого паттерна осознавания разрыва между Идеальным и Реальным, это ведет к размыванию устойчивости структуры сознания в целом, вынужденного ежесекундно вытеснять огромный, жизненно важный пласт мира из рассмотрения. Это похоже на адаптацию к засорению склеры глаза когда человек, испытывающий проблемы со зрением, перестает обращать внимания на «визуальный мусор» и пятна, постоянно маячащее на самой роговице. В некотором смысле это вынужденная мера, призванная устранить «шум и помехи» с тем, чтобы сконцентрироваться на информативном содержании, которая вместе с тем снижает реальную остроту зрения.

ТеньНа практике это приводит к тому, что человек не замечает части своих поступков или (чаще) целей, мотивов, не признается себе в них. И нередко та же структура блокирует и вытесняет навеянную вопросами другого возможность выйти на ясное осознание их существования. В юнгианском варианте психоанализа бессознательная часть, образовавшаяся в результате этого разделения, называется Тенью.

Получается, что Тень возникает не только (а как показывает практика не столько) из-за нежелания человека обращать внимание на какие-то части своей личности но также из-за банальной неспособности это сделать посредством сознательной части!

Из этого достаточно неутешительного обстоятельства можно сделать интересный вывод: повышение настроения и улучшение раппорта с жизнью возможно на пути ясного осознавания своих реальных мотивов, целей, поступков и тех ментальных структур, с помощью которых осуществляется привычное вытеснение этих, вызывающих смутное беспокойство, частей себя.

Именно в результате нахождения новых аспектов, способов посмотреть на себя появляется возможность повысить внутреннюю целостность и адаптивность к происходящим в жизни событиям. По-настоящему наслаждаться каждым мгновением, достигая своих целей и улучшая жизнь вокруг.

Как найти эти способы? Об этом в следующих статьях.

© А.С. Безмолитвенный 2013

 

You have no rights to post comments