С благодарностью В. О. Пелевину

Безмолитвенный коврикУ одного мудрого старого суфия был ученик.

В день своего совершеннолетия ученик должен был получить священную молитву в качестве передачи от мастера – с тем, чтобы обрести высшую мудрость. Накануне этого дня мастер сказал ему: «завтра ты получишь посвящение».

Но в ночь перед совершеннолетием учитель неожиданно исчез, и больше его никогда не видели.

Единственное, что ученик обнаружил утром после пробуждения – саджжада[1] суфия с красиво вышитым словом «ПОСВЯЩЕНИЕ».

Юноша часто наблюдал прежде, как его учитель сидит на молитвенном коврике с закрытыми глазами, пребывая в глубокой медитации, но не знал, что делать ему, поскольку суфий не оставил молитвы, посредством которой можно было бы достичь этого состояния.

Расстроенный и озадаченный, он поклялся во что бы то ни стало отыскать истину – и отправился в путешествие по святым местам Магриба, надеясь либо отыскать своего учителя, либо выяснить смысл загадочной надписи у других мудрых суфиев, получив от них священную передачу.

Юноша долго скитался и странствовал – и всегда неизменным и единственным его спутником был молитвенный коврик.

Год проходил за годом, он посещал все новые и новые святые места, общался с разными суфиями, но никто из них так и не смог раскрыть ему тайный смысл надписи на его молитвенном коврике. Каждый встреченный мудрец говорил, что ключом к посвящению должна быть тайная молитва, полученная в качестве передачи от его учителя.

Чтобы не терять времени, он внимательно изучал все попадавшиеся ему на пути священные книги и собирал все известные молитвы, пробуя читать их на своем молитвенном коврике. Однако сколько он ни пытался, ни одна из них не принесла ему озарения.

Тогда он отправился дальше, за пределы Магриба, и в конце концов посетил все города и селения арабского мира – но нигде так и не смог найти молитвы, которая бы открыла глубинный смысл надписи на его саджаада.

Посетив последний обитаемый аул и поговорив с последним оставшимся на его пути суфием, он понял, что теперь никто в целом мире не сможет помочь ему разгадать тайну молитвенного коврика. Ощущение глубочайшего уныния, осознание тщетности любых усилий и тотальной безысходности бытия охватило его. Он медленно побрел в гору и устало опустился на камень возле ручья, устремив невидящий взгляд на воду. Но достичь привычного состояния концентрации никак не получалось – мысли постоянно соскальзывали в пустоту, в которую теперь погружался весь его жизненный путь. Ко всему прочему камень был холодный и шершавый, сидеть было очень неудобно. В раздражении он спрыгнул с камня – и кривая злорадная ухмылка появилась на одухотворенном лице. Он достал бесполезный коврик, отнявший лучшие годы жизни, и безо всякой молитвы – цинично и богохульственно – подстелил его под себя, с наслаждением ощущая, что хотя бы раз в жизни тот по-настоящему пригодился. И тут его настигло озарение...

Он понял, что означает надпись на коврике!

Новоиспеченный суфий расхохотался, по достоинству оценив мудрость учителя. Невозможно было придумать более глубокого и простого способа передачи. Теперь он действительно получил посвящение – и точно знал, где искать учителя.

Через несколько дней, проведенных в медитации на коврике, он спустился с горы в малознакомую местность на другой стороне перевала и осел в близлежащем селении, начав проповедовать свою мудрость людям.

Со временем он подобрал себе талантливого ученика, и проводил дни в медитациях и занятиях с ним, а по ночам шил саджжаду с надписью «ПОСВЯЩЕНИЕ» – точь-в-точь такой же, как и на его собственном коврике. Накануне дня совершеннолетия ученика, когда работа была закончена, он торжественно объявил, что завтра тот получит посвящение.

В ночь перед инициацией суфий ушел к своему учителю, не оставив ученику ничего, кроме молитвенного коврика.

А. С. Безмолитвенный © 2009


[1] Саджжада – молитвенный коврик основателя ордена как символ власти его преемников.

 

You have no rights to post comments