Самооценка - произвольнаКоммунизм = советская власть + электрификация всей страны

Отсюда: электрификация = коммунизм – советская власть.

Из старого анекдота

 

Не кажется ли вам несколько странноватой «формула», приведенная в эпиграфе?

Думаете, что в реальности не найдется адекватных людей, способных серьезно принять такое?

Тогда загляните в учебники по психологии, и вы найдете столь же осмысленную, но значительно более статусную «формулу для расчета самооценки»:

 Самооценка = Успех/Притязание[1]

Прочувствовали? Прониклись? Побаловались «подгонометрией» числителя под знаменатель? А теперь давайте проанализируем, как эта «формула» используется для манипуляций вашим сознанием.

Манипуляции на самооценке

В действительности существует несколько разных смыслов, скрывающихся под понятием "самооценка". Я предложу рассмотреть несколько смысловых уровней, или слоев.

Итак, под самооценкой понимают:

  1. Оценку человека самим себя (Я-оценка) без привлечения мнения дополнительных людей и оценки привходящих обстоятельств.

Это само-оценка в строгом смысле слова.

  1. Оценку того, как оценил бы ваши действия другой человек (группа людей), исходя из своих критериев.

Это оценка референтной группы. Людей, мнение которых для вас значимо.

  1. Оценку того, как человек должен был бы оценивать сам себя с точки зрения псевдо-объективного внешнего наблюдателя, составленного из социальных стереотипов [2].  

Это так называемая интериоризированная социальная оценка.

Если использовать карточную метафору для иллюстрации этих слоев, получится следующее: первый тип самооценки – это ваше представление о тех картах, которые у вас реально есть на руках. Второй тип – это ваше представление о том, что игровой оппонент думает по поводу карт, которые у вас на руках. Третий слой – это ваши представления о том, что вы должны чувствовать и как себя вести для того, чтобы показать оппоненту, что на руках у вас определенные карты (обычно отличающиеся от реальных).

Именно на умении сознательно различать первый, второй и третий слой основано искусство карточного обмана (умение держать «лицо игрока в покер»). В той же степени это относится к искусству продаж и переговоров, искусству социального позиционирования («кидания понтов») и другим необходимым для жизни в обществе навыкам.

Например, когда человек разговаривает с начальником насчет повышения зарплаты, в его сознании есть несколько разных позиций:

  1. Свое представление относительно того, сколько он хотел бы получать в месяц
  2. Представление о том, что подумает о нем начальник, если услышит сумму притязаний
  3. Скорректированное представление о том, какую сумму называть в разговоре с начальником и под каким соусом все это преподносить (какую аргументацию привести).

Низкая самооценка

«Низкая» «само»оценка означает в большинстве случаев разговорного словоупотребления такой вариант, при котором сам начальник (у которого в сознании, разумеется, выстраивается своя схема), оценивая, «на какую сумму» должен был бы оценить вклад в дело фирмы его сотрудник, приходит к выводу, что запросил бы больше. Но не делает этого.

Итого: самооценка-3 это очень удобный инструмент для манипуляций и управления вашим поведением со стороны других людей. 

Или наоборот. В том случае, если вы отчетливо понимаете всю ее эфемерность и осознанно используете это.

Кто виноват? 1-2-3

Проследим истоки и динамику развития разных видов самооценки:

Самооценка-1 ("оценка от первого лица") возникает как честная попытка понять, кем вы являетесь на самом деле и как себя можно оценивать – попытка отражения себя и своих поступков. Зарождается она еще в детстве из утилитарных соображений – например, для того чтобы рассчитывать габариты своего тела и свободно проходить в дверные проемы, не задевая косяки. Да, на таком вот простом и сермяжном уровне. Потом, разумеется, постоянно детализируется и дополняется.

Социальная оценка (самооценка-2) в процессе развития личности образуется не для того, чтобы создать адекватное (как можно более точное) отражение себя и своих поступков[3] – а для того, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающими, подстраиваясь под их ожидания. Например, когда мама говорит "ты такой молодец, что выучил этот стишок" самооценка-2 помогает поддерживать ощущение "я хороший" – и учить подобные стишки дальше. Мама в данном случае для ребенка безусловно является референтной персоной.

Чтобы добиваться значимых результатов в обществе, ожидания и оценки других людей нужно знать[4]. Или, по крайней мере, уметь делать адекватные и правдоподобные предположения по этому поводу.

А они серьезно зависимы от личности человека, дающего оценку – и иногда прямо противоречат друг другу. Разные люди (в некоторых случаях – даже один и тот же человек в разные моменты времени) дают разные оценки одним и тем же людям, вещам и поступкам, поскольку руководствуются разными критериями. В результате – соответствовать ожиданиям каждого логически невозможно[5].

Подрастая, человек начинает так трансформировать представление о себе (самооценку-1), чтобы изменяться в соответствии с применяемыми к нему окружающими критериями оценки (самооценкой-2): в школе с учителями он один, с одноклассниками – другой, дома с родителями – третий, с братьями – четвертый, с бабушкой и дедушкой – пятый. И это не просто ложь – он действительно ощущает и «честно» ведет себя совершенно по-разному в этих контекстах.

Для успешного осуществления этого головокружительного трюка надо уметь подстраивать представления о себе и своих возможностях под социальные ожидания.

Так и появляется самооценка-3.

А поскольку для социальной деятельности самооценка-1 на первый взгляд совсем не нужна, и только отвлекает от «дела», «воруя» время на «бесплодные» философские рассуждения в стиле "кто Я", человек часто вообще отбрасывает всякие попытки продвигаться в этом направлении за ненадобностью и начинает полагать, что самооценка-3 и есть его истинная самооценка.

Это – ловушка, в которую попадаются многие. Вот как она возникает:

Второй слой самооценки появляется от желания «быть хорошим», нравиться окружающим, соответствовать их ожиданиям. Затем человек, получая «поглаживания» в ответ на «правильное» поведение и жесткую обструкцию – в ответ на неправильное, постепенно становится заложником этой опосредованной другими людьми самооценки – поскольку в быту самооценка первого уровня не обсуждается, он начинает забывать о ее существовании. В итоге, человек, полагающий, что существует только «социальная самооценка», подсаживается на крючок соответствия мнениям окружающих – и начинает думать о себе, имея в виду только и исключительно взгляд со стороны другого. Большого Другого, так сказать. В этом случае он просто не может перестать «быть хорошим» для того, кто сейчас является для него представителем «референтной группы»[6], т.е. высшим экспертом и судьей его поступков.

Итак, следует различать два типа деятельности, связанной с самооценкой:

  1. Исследовательскую (глубоко личностную) попытку разобраться с тем, как можно оценивать себя, исходя из того, кем вы действительно являетесь. Такие искания всегда связаны с изысканиями, связанными с природой Я. Иначе (без осознания того, что такое ваше Я) непонятно, кем вы являетесь и что именно оценивать.
  2. Стратегию создания и выпячивания нужных ракурсов самопроявления, «разворачивания себя под правильным углом» (самооценку-3), заточенную под ваши представления о том, что подумали бы другие люди и как оценили бы вас, узнав о ваших мыслях и действиях (самооценку-2).

Нисходящая спираль

То, о чем обычно говорят психологи, упоминая о формуле «Самооценка=Успех/Притязание», это самооценка-3. И очень грустно бывает наблюдать за тем, как потенциально умные, красивые, сильные, творческие люди отождествляют себя с представлением своей референтной группы. Из-за этого часто страдают, чувствуют растерянность и неуверенность, забрасывают свои мечты в долгий ящик, подчиняя свои цели и действия мнению окружающих. К чему это приводит эта нисходящая спираль на каждом следующем витке? Апатия, деградация, перманентное разочарование, отчаяние и – смерть[7].

Находясь внутри этой спирали и подстраивая представление о себе под мнение окружающих, невозможно из нее выбраться.

Что делать?

Возникает достаточно неприятный парадокс: с одной стороны – для «успешной», эффективной коммуникации с другими людьми необходим 2 и – как следствие – 3 уровень[8]. С другой – его принятие и отождествление с ним делает человека зависимым от мнений и критериев оценки окружающих. В результате – он и не живет фактически, а существует, реализуя цели и задачи окружающих.

Возникает парадокс самооценки: если оставаться в пределах только 1 уровня, самооценка устойчива, поскольку зависит от самого человека (ее нельзя «раздергать» внешними воздействиями), но вряд ли позволяет эффективно взаимодействовать с окружающими; если вводить 2 уровень, самооценка становится неустойчивой, зато позволяет более эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Со временем, поскольку самооценка-3 («что обо мне подумают») становится почти рефлекторным, автоматическим ментальным актом – и поскольку такая оценка вводит некоторую «псевдо-объективность», а вместе с ней – шкалу, человек начинает шкалировать всех и вся – и сопоставлять с собой[9]. Разумеется, поскольку на планете обитает свыше 7 млрд. людей, практически всегда можно найти кого-то, кто достиг в выбранном направлении больших успехов (больше зарабатывает, быстрее читает, берет больший вес в жиме лежа, имеет более высокий IQ – в зависимости от выбранной шкалы). Этот путь не ведет к повышению самооценки и удовлетворенностью жизнью. Этот путь ведет в тупик бесконечной «фаллометрии» – бессмысленной и беспощадной.

 ***

Как выйти из этой ситуации? Как совместить устойчивость и эффективность?

Выход есть, и он исключительно прост:

Надо осознать, что самооценка-1 не равна самооценке-3. Эти понятия отличаются так же, как еда и меню, которое его «описывает». Во-первых, там бывает много неправды, а во-вторых – вы же не будете есть меню? Чувствуете разницу?

Дело в том, что человеческое Я – это не его атрибуты (не то, что может ему принадлежать).

Есть Я, а есть то, что ему принадлежит – или не принадлежит.

Итак, если быть корректным:

Твое Я – это не твои поступки 

Твое Я – это не твое прошлое 

Твое Я – это не твои чувства 

Твое Я – это не твои деньги 

Твое Я – это не одежда, которую ты носишь 

Твое Я – это не машина, которую ты водишь 

Твое Я – это не отношение к тебе окружающих 

Твое Я – это не образ, сложившийся в сознании другого. 

 

Люди многое могут сказать относительно твоих машин, действий и одежды. Но вот почти единственное, что посторонний человек с достоверностью может сказать о тебе самом:

Твое Я – это твое Я

 А раз так, могу сообщить кое-что еще – в качестве вывода:

Самооценка - произвольна

Вот она, фундаментельная «формула» самооценки. Бери ее на вооружение – и действуй.

Используй в своих целях – и уже после первых шагов ты можешь удивиться результатам.

Слово «произвольна» – означает, что нет и не может быть никакой математической «формулы» для описания того, что есть твое Я. Значит, нет никакой «формулы» для определения твоей самооценки. Обрати внимание – Твоей самооценки. Она ни от чего не зависит! Кроме твоего представления о том, от чего она должна зависеть. Если ты сочтешь, что зависишь от оценок окружающих – ты действительно будешь зависеть от них. Это и есть ловушка. Чтобы выйти из нее, просто растождестви Свое представление о себе и те отрывочные, косвенные, бедные сведения, которыми располагают о тебе окружающие. Помни: меню это не еда, которое им описывается. Попытки отображения твоего Я другими подобны попытке описать словами вкус ни разу не попробованного еще блюда.

И действительно – твое Я невозможно описать в словах. Значит, другие люди ничего конкретного не могут знать об этом предмете. Максимум того, о чем они могут иметь представление – это свое Я. Вот и оставь им их представление о себе.

Просто осознай, что такое твое Я само по себе, без оценок окружающих – и утвердись в этом.

 ***

Это не означает, что надо помещать себя в условия социальной изоляции – и отправляться медитировать на необитаемый остров. Это не означает, что не надо выстраивать самооценку-3 вообще: это означает, что можно легко играть в игры жизни (статус, карьера, власть), не связывая их напрямую со своим Я – это создает спокойное и уверенное состояние и делает внутренне независимым, гарантируя спокойное отношение к выигрышам и проигрышах в этих играх.

А. С. Безмолитвенный © 2009

Обсудить статью можно здесь

Размещение статьи на других ресурсах возможно. С обязательной ссылкой на www.bezmolit.tv


[1] Эту «формулу» присваивают У. Джеймсу. Есть серьезные сомнения относительно того, что Джеймс имел в виду именно то, что ему приписывает академическая молва, но в данной статье мне это совершенно не важно.

[2] В народе данная установка обычно выражается словами «и кто я после этого?»

[3] Просто потому, что на момент возникновения необходимости «подстраиваться под социум» (а это раннее детство), человек не знает, что такое его Я – он просто не знает, что именно и как именно ему оценивать.

[4] Иначе невозможно будет им соответствовать.

[5] На эту тему вспоминается старая притча:

Отец со своим сыном и ослом в полуденную жару путешествовал по пыльным переулкам Кешана. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку. «Бедный мальчик, — сказал прохожий, — его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?» Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него. Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал: «Как не стыдно! Малый сидит верхом на осле, как султан, а его бедный старый отец бежит следом». Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на осла позади него. «Люди добрые, видали вы что-либо подобное? — заголосила женщина под чадрой. — Так мучить животное! У бедного осла уже провисла спина, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, бедное существо!» Не говоря ни слова отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними: «Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?» Отец сунул ослу полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына. «Что бы мы ни делали, — сказал он, — обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, что нам надо делать».

[6] Референтная группа – это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

[7] Вспомните случаи, когда разорившиеся банкиры выбрасывались из окон своих офисов. Как вы думаете, человек со «здоровой», не смешанной с мнением окружающих, самооценкой стал бы так поступать?

[8]Вспомните, каково вам было общаться с человеком (например, с начальником), который вообще никак не реагирует на ваше мнение – игнорирует его и не желает с ним считаться? Хотите быть таким же? Если не будет 2 уровня самооценки – так вас и будут воспринимать окружающие.

[9] Как вы думаете, зачем люди читают рейтинги журнала Forbes или книгу рекордов Гиннеса?

 

You have no rights to post comments